Аннотации к рабочим программам начального общего образования
Русский язык
Рабочая программа
учебного предмета «Русский язык» составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
примерной программы по русскому языку и на основе авторской программы В.П. Канакиной,
В.Г. Горецкого и др. «Русский язык»
Предмет «Русский язык» играет важную роль в реализации основных целевых
установок начального образования: становлении основ гражданской идентичности и
мировоззрения; формировании основ умения учиться и способности к организации
своей деятельности; духовно-нравственном развитии и воспитании младших
школьников.
Содержание предмета направлено на формирование функциональной грамотности и
коммуникативной компетентности.
Изучение русского языка в начальных классах - первоначальный этап системы
лингвистического образования и речевого развития, обеспечивающий готовность
выпускников начальной школы к дальнейшему образованию.
Целями изучения предмета «Русский язык» в начальной школе являются:
‒ ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на
этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления
учащихся;
‒ формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и
письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков
грамотного, безошибочного письма как показателя обшей культуры человека.
Курс русского языка начинается с обучения грамоте. Обучение грамоте направлено
на формирование навыка чтения и основ элементарного графического навыка,
развитие речевых умений, обогащение и активизацию словаря, совершенствование
фонематического слуха, осуществление грамматико-орфографической пропедевтики.
Задачи обучения грамоте решаются на уроках обучения чтению и на уроках обучения
письму. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению с учётом принципа
координации устной и письменной речи. Содержание обучения грамоте обеспечивает
решение основных задач трех его периодов: добукварного (подготовительного),
букварного (основного) и послебукварного (заключительного).
Основной курс содержит разделы: орфография, состав слова, части речи, текст,
развитие речи, звуки и буквы, предложение.
Литературное чтение
Рабочая программа
учебного предмета «Литературное чтение» составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
примерной программы по литературному чтению и на основе авторской программы
Л.Ф. Климановой, М.В. Бойкиной «Литературное чтение».
Литературное чтение – один из основных предметов в обучении младших школьников.
Он формирует общеучебный навык чтения и умение работать с текстом, пробуждает
интерес к чтению художественной литературы и способствует общему развитию
ребёнка, его духовно-нравственному и эстетическому воспитанию.
Учебный предмет «Литературное чтение» направлен на достижение следующих
целей:
‒ овладение осознанным, правильным, беглым и выразительным чтением как базовым
навыком в системе образования младших школьников: совершенствование всех видов
речевой деятельности, обеспечивающих умение работать с разными видами текстов:
развитие интереса к чтению и книге;
‒ формирование читательского кругозора и приобретение опыта в выборе книг и
самостоятельной читательской деятельности;
‒ развитие художественно-творческих и познавательных способностей,
эмоциональной отзывчивости при чтении художественных произведений;
- формирование эстетического отношения к слову и умения понимать художественное
произведение;
‒ обогащение нравственного опыта младших школьников средствами художественной
литературы: формирование нравственных представлений о добре, дружбе, правде и
ответственности; воспитание интереса и уважения к отечественной культуре и
культуре народов многонациональной России и других стран.
Литературное чтение как учебный предмет в начальной школе имеет большое
значение в решении задач не только обучения, но и воспитания.
Русский родной язык
Основными элементами рабочей программы учебного предмета "Русский
родной язык" являются: планируемые предметные результаты освоения учебного
предмета, содержание с указанием основных видов учебной деятельности,
календарно-тематическое планирование с указанием количества часов, отводимых на
освоение каждой темы. Рабочая программа учебного предмета "Русский родной
язык" разработана в соответствии с требованиями федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования, 1-4
класс.
Литературное чтение на родном языке
Основными элементами рабочей программы учебного предмета "Литературное
чтение на родном русском языке" являются: планируемые предметные
результаты освоения учебного предмета, содержание с указанием форм основных
видов учебной деятельности, календарно-тематическое планирование с указанием
количества часов, отводимых на освоение каждой темы. Рабочая программа учебного
предмета "Литературное чтение на родном русском языке"
разработана в соответствии с требованиями федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, 1-4 класс.
Иностранный язык
Рабочая программа по
иностранному языку составлена в соответствии с Федеральным государственным
образовательным стандартом начального общего образования. Основное назначение
данной программы состоит в формировании коммуникативной компетенции, т.е.
способности и готовности осуществлять иноязычное межличностное и межкультурное
общение с носителями языка.
Изучение иностранного языка в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
- формирование умения общаться на иностранном языке на элементарном уровне с
учетом речевых возможностей и потребностей младших школьников в устной
(аудирование и говорение) и письменной (чтение и письмо) формах;
- приобщение детей к новому социальному опыту с использованием иностранного
языка: знакомство младших школьников с миром зарубежных сверстников, с
зарубежным детским фольклором и доступными образцами художественной литературы;
воспитание дружелюбного отношения к представителям других стран;
- развитие речевых, интеллектуальных и познавательных способностей младших
школьников, а также их общеучебных умений; развитие мотивации к дальнейшему
овладению иностранным языком;
- воспитание и разностороннее развитие младшего школьника средствами
иностранного языка.
Исходя из сформулированных целей, изучение предмета «Иностранный язык»
направлено на решение следующих задач:
- формирование представлений об иностранном языке как средстве общения,
позволяющем добиваться взаимопонимания с людьми, говорящими/пишущими на
иностранном языке, узнавать новое через звучащие и письменные тексты;
- расширение лингвистического кругозора младших школьников; освоение
элементарных лингвистических представлений, доступных младшим школьникам и
необходимых для овладения устной и письменной речью на иностранном языке на
элементарном уровне;
- обеспечение коммуникативно - психологической адаптации младших школьников к
новому языковому миру для преодоления в дальнейшем психологического барьера и
использования иностранного языка как средства общения;
- развитие личностных качеств младшего школьника, его внимания, мышления,
памяти и воображения в процессе участия в моделируемых ситуациях общения,
ролевых играх; в ходе овладения языковым материалом;
- развитие эмоциональной сферы детей в процессе обучающих игр, учебных
спектаклей с использованием иностранного языка;
- приобщение младших школьников к новому социальному опыту за счет проигрывания
на иностранном языке различных ролей в игровых ситуациях, типичных для
семейного, бытового, учебного общения;
- развитие познавательных способностей, овладение умением координированной
работы с разными компонентами учебно-методического комплекта (учебником,
рабочей тетрадью, аудиоприложением, мультимедийным приложением и т. д.),
умением работы в паре, в группе.
Деятельностный характер предмета «Иностранный язык» соответствует природе
младшего школьника, воспринимающего мир целостно, эмоционально и активно. Это
позволяет включать иноязычную речевую деятельность в другие виды деятельности,
свойственные ребенку данного возраста (игровую, художественную, эстетическую и
т. п.), дает возможность осуществлять разнообразные связи с предметами,
изучаемыми в начальной школе, и формировать межпредметные общеучебные умения и
навыки.
Окружающий мир
Рабочая программа
учебного предмета «Окружающий мир» составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
примерной программы по окружающему миру и на основе авторской программы А. А.
Плешакова «Окружающий мир. 1 - 4 классы».
Изучение курса «Окружающий мир» в начальной школе направлено на достижение
следующих целей:
‒ формирование целостной картины мира и осознание места в нём человека на
основе единства рационально-научного познания и эмоционально-ценностного
осмысления ребёнком личного опыта общения с людьми и природой;
‒ духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России в
условиях культурного и конфессионального многообразия российского
общества.
Основными задачами реализации содержания курса являются:
1) формирование уважительного отношения к семье, населённому пункту, региону, в
котором проживают дети, к России, её природе и культуре, истории и современной
жизни:
2) осознание ребёнком ценности, целостности и многообразия окружающего мира,
своего места в нём;
3) формирование модели безопасного поведения в условиях повседневной жизни и в
различных опасных и чрезвычайных ситуациях;
4) формирование психологической культуры и компетенции для обеспечения
эффективного и безопасного взаимодействия в социуме.
Рабочая программа по
учебному предмету «Математика» составлена на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
примерной программы по математике и на основе авторской программы М. И. Моро,
Ю. М. Колягина, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, С. И. Волковой, С. В.
Степановой «Математика».
Цели изучения математики:
‒ математическое развитие младших школьников;
‒ формирование системы начальных математических знаний;
‒ воспитание интереса к математике, к умственной деятельности.
Задачи изучения математики:
‒ формирование элементов самостоятельной интеллектуальной деятельности на
основе овладения несложными математическими методами познания окружающего мира
(умения устанавливать, описывать, моделировать и объяснять количественные и
пространственные отношения);
‒ развитие основ логического, знаково-символического и алгоритмического
мышления;
‒ развитие пространственного воображения;
‒ развитие математической речи;
‒ формирование системы начальных математических знаний и умений их применять
для решения учебно-познавательных и практических задач;
‒ формирование умения вести поиск информации и работать с ней;
‒ формирование первоначальных представлений о компьютерной грамотности;
‒ развитие познавательных способностей;
‒ воспитание стремления к расширению математических знаний;
‒ формирование критичности мышления;
‒ развитие умений аргументировано обосновывать и отстаивать высказанное
суждение, оценивать и принимать суждения других.
Изобразительное искусство
Рабочая программа
учебного предмета «Изобразительное искусство» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, авторской программы Неменского Б. М.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе
- формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры
духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности
как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны
быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости
на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т.е. зоркости души ребенка.
Музыка
Рабочая учебная
программа по музыке для 1-4-го класса разработана на основе Федерального государственного
образовательного стандарта начального общего образования, Концепции
духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.
Цели программы:
- формирование основ музыкальной культуры через эмоциональное восприятие
музыки;
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству, художественного
вкуса, нравственных и эстетических чувств: любви к Родине, гордости за великие
достижения отечественного и мирового музыкального искусства, уважения к истории,
духовным традициям России, музыкальной культуре разных народов;
- развитие восприятия музыки, интереса к музыке и музыкальной деятельности,
образного и ассоциативного мышления и воображения, музыкальной памяти и слуха,
певческого голоса, творческих способностей в различных видах музыкальной
деятельности;
- обогащение знаний о музыкальном искусстве;
- овладение практическими умениями и навыками в учебно-творческой деятельности
(пение, слушание музыки, игра на элементарных музыкальных инструментах, музыкально-пластическое
движение и импровизация).
Задачи программы:
- развитие эмоционально-осознанного отношения к музыкальным произведениям;
- понимание их жизненного и духовно-нравственного содержания;
- освоение музыкальных жанров - простых (песня, танец, марш) и более сложных
(опера, балет, симфония, музыка из кинофильмов);
- изучение особенностей музыкального языка;
- формирование музыкально-практических умений и навыков музыкальной
деятельности (сочинение, восприятие, исполнение), а также - творческих способностей
детей.
Физическая культура
Рабочая учебная
программа по физической культуре составлена в соответствии с
требованиями Федерального государственного образовательного стандарта
начального общего образования.
В системе предметов общеобразовательной школы курс «Физическая культура»
реализует следующую цель - формировать у обучающегося начальной школы основ
здорового образа жизни, развитие интереса и творческой самостоятельности в
проведении разнообразных форм занятий физической культурой.
Реализация цели данной программы соотносится с решением следующих задач:
- укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и
повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
- содействие гармоничному физическому, нравственному и социальному развитию,
успешному обучению;
- формирование первоначальных умений саморегуляции средствами физической
культуры;
- формирование установки на сохранение и укрепление здоровья, навыков здорового
и безопасного образа жизни;
- совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения
подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых
видов спорта;
- формирование общих представлений и физической культуре, ее значении в жизни
человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической
подготовленности;
- развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями,
подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
- обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельным
показателям физического развития и физической подготовленности.
В программе курса «Физическая культура» выделяются три раздела: «Знания о
физической культуре», «Способы физкультурной деятельности» и «Физическое
совершенствование». Изучение учебного материала происходит в рамках овладения
следующими видами спорта (гимнастика, легкая атлетика, лыжи, спортивные игры,
плавание).
Технология
Рабочая программа
учебного предмета «Технология» разработана на основе Федерального
государственного образовательного стандарта начального общего образования,
Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина
России, авторской программы Роговцевой Н.И. и др.
Учебный предмет «Технология» имеет практико-ориентированную направленность. Его
содержание не только дает ребенку представление о технологическом процессе как
совокупности применяемых при изготовлении какой-либо продукции процессов,
правил, навыков, предъявляемых к технической документации требований, но и
показывает, как использовать эти знания в разных сферах учебной и внеучебной
деятельности (при поиске информации, освоении новых знаний, выполнении
практических заданий).
Практическая деятельность на уроках технологии является средством общего
развития ребёнка, становления социально значимых личностных качеств, а также
формирования системы специальных технологических и универсальных учебных
действий.
Цели изучения технологии в начальной школе:
‒ овладение технологическими знаниями и технико-технологическими умениями;
‒ освоение продуктивной проектной деятельности;
‒ формирование позитивного эмоционально-ценностного отношения к труду и людям
труда.
Основы религиозных культур и светской этики
Рабочая учебная
программа курса «Основы религиозных культур и светской этики» для 4 класса разработана
на основе Примерной программы «Основы религиозных культур и светской этики в
соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного
стандарта начального общего образования.
Учебный курс ОРКСЭ является культурологическим и направлен на развитие у
школьников 9-10 лет представлений о нравственных идеалах и ценностях,
составляющих основу светских традиций многонациональной культуры России, на
понимание их значения в жизни современного общества, а также своей
сопричастности к ним. Преподавание курса призвано сыграть важную роль не только
в расширении образовательного кругозора обучающегося, но и в воспитательном
процессе формирования порядочного, честного, достойного гражданина,
соблюдающего Конституцию и законы Российской Федерации, уважающего ее
культурные традиции, готового к межкультурному и диалогу во имя социального
сплочения.
Цели курса:
-формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, основанному на знании культурных и религиозных традиций многонационального
народа России и уважения к ним, а также к диалогу с представителями других
культур и мировоззрений.
-формирование у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному
поведению, к диалогу с представителями других культур и мировоззрений;
-иметь представление о культурных и религиозных традициях многонационального
народа России;
-знать особенности чужих культур, мировоззрений;
-уметь вести диалог с представителями других (изучаемых) культур и
мировоззрений, относиться к ним с уважением, быть толерантными.
Для успешности познавательной деятельности и творческой активности обучающихся
в учебном процессе немалую роль играет внеурочная и внеклассная работа, которую
необходимо проводить как для расширения общего кругозора детей, так и для развития
их интереса к конкретной области знаний.
Духовно-нравственное воспитание младших школьников предполагает безусловное
взаимопонимание и сотрудничество с родителями детей: установление контакта с
семьей, выработку согласованных действий и единых требований в процессе
преподавания и изучения курса.