Утверждаю Директор МБОУ «СОШ №1 ст. Сторожевой им. М.И. Бруснёва» __________________ В. С. Попова УЧЕБНЫЙ ПЛАН ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МБОУ «СОШ №1 ст. Сторожевой им. М. И. Бруснёва» на 2022-2023 учебный год Предметные области Учебные предметы У1 УП УШ 1Х Всего 6 3 1 4 2 1 3 2 1 3 3 1 16 10 4 1 3 5 1 3 - 1 3 - 1 3 - 4 12 5 - 3 3 3 9 2 1 1 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 2 1 2 1 2 6 3 8 4 7 1 - 1 2 - 1 1 1 1 1 2 2 2 2 1 1 2 3 2 - 6 7 4 3 2 4 - 1 1 2 2 2 2 8 31 32 32 124 Обязательная часть Русский язык и литера- Русский язык тура Литература Родной язык и родная Родной язык литература Родная литературная Иностранные языки Иностранный язык Математика и информа- Математика тика Алгебра Геометрия Общественно-научные предметы Информатика и ИКТ История России. Всеобщая история Обществознание География Основы духовно- нравственной культуры народов России Естественнонаучные Биология предметы Физика Химия Искусство Музыка Технология Изобразительное искусство Технология Физическая культура и Основы безопасности жизнедеяосновы безопасности тельности жизнедеятельности Физическая культура 2 Итого: 29 Часть, формируемая участниками образовательных отношений при пятидневной рабочей неделе 1 1 1 1 4 Всего 30 32 33 33 128 Внеурочная деятельность (ФГОС) 10 10 10 10 40 Итого 40 42 43 43 168 Пояснительная записка Учебный план для 6-9-х классов, реализующих ФГОС ООО, является нормативным документом, определяющим распределение учебного времени, отводимого на изучение различных учебных предметов обязательной части и части, формируемой участниками образовательного процесса, максимальный объём обязательной нагрузки обучающихся, нормативы финансирования. Учебный план составлен с целью реализации системно-деятельностного подхода, дальнейшего совершенствования образовательного процесса, повышения результативности обучения детей, обеспечения вариативности образовательного процесса, сохранения единого образовательного пространства, а также выполнения гигиенических требований к условиям обучения школьников и сохранения их здоровья. Учебный план направлен на решение следующих задач: обеспечение базового образования для каждого обучающегося; обновление содержания образования; формирование общей культуры личности; удовлетворение социальных запросов; адаптация личности к жизни в обществе. Учебный план основного общего образования: реализует Федеральный государственный образовательный стандарт; обеспечивает единство образовательного пространства Российской Федерации; обеспечивает учащимся условия становления и формирования личности, их склонностей, интересов и способности к социальному самоопределению; гарантирует овладение учащимися необходимым минимумом знаний, умений, навыков, которые позволят обучающимся продолжить образование на следующей ступени Содержание и структура учебного плана для 5-9-х классов, реализующих ФГОС основного общего образования, на 2022 – 2023 учебный год разработаны на основе следующих документов: - Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. №1897, зарегистрирован Минюстом России 1 февраля 2011 г., регистрационный № 19644 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования»; - Приказ Министерства просвещения Российской Федерации от 22.03.2021 г. № 115 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования»; - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 04 октября 2010г. №986 «Об утверждении федеральных требований к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений» (зарегистрирован Министерством юстиции Российской Федерации 03 февраля 2011г., регистрационный № 19682); - Примерная основная образовательная программа ООО, одобрена решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 8 апреля 2015 г. № 1/15); - Письмо Министерства образования и науки РФ от 19 апреля 2011 г. № 03-255 «О введении федеральных государственных образовательных стандартов общего образования»; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № СП 2.4.3648-20, Санитарные правила Главного государственного санитарного врача России от 28.09.2020 № 28 «Об утверждении санитарных правил СП 2.4.3648-20 "Санитарноэпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи"; - Постановление Главного государственного санитарного врача России от 28.01.2021 № 2 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 1.2.3685-21 "Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или)безвредности для человека факторов среды обитания"; - Инструктивно-методическое письмо Минобрнауки Карачаево-Черкесской Республики №5841от 26.08.2022 г. «О формировании учебных планов образовательных организаций, расположенных на территории Карачаево-Черкесской Республики, реализующих основные общеобразовательные программы начального, основного общего, среднего общего образования, на 2022/2023 учебный год». Освоение образовательной программы, в том числе отдельной части или всего объема учебного предмета, курса, дисциплины (модуля) образовательной программы, сопровождается промежуточной аттестацией обучающихся. Учебный план для 6-9-х классов, реализующих ФГОС ООО, включает две части: обязательную и часть, формируемую участниками образовательного процесса. Наполняемость обязательной части определена составом учебных предметов обязательных предметных областей; часть, формируемая участниками образовательного процесса, включает факультативы, индивидуально-групповые занятия, направленные на реализацию индивидуальных потребностей обучающихся, в соответствии с их запросами. В учебный план 6-9 классов входят следующие обязательные предметные области и обязательные учебные предметы: русский язык и литература (русский язык, литература), иностранный язык (английский язык), основными задачами которых являются: формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания; развитие диалогической и монологической устной и письменной речи, коммуникативных умений, нравственных и эстетических чувств, способностей к творческой деятельности; математика и информатика (математика, алгебра, геометрия, информатика), основными задачами которой являются: осознание значения математики и информатики в повседневной жизни человека; формирование представлений о социальных, культурных и исторических факторах становления математической науки; понимание роли информационных процессов в современном мире; формирование представлений о математике как части общечеловеческой культуры, универсальном языке науки, позволяющем описывать и изучать реальные процессы и явле- ния; общественно-научные предметы (всеобщая история, история России, обществознание, география), основные задачи которых: формирование мировоззренческой сферы обучающихся, личностных основ российской гражданской идентичности, социальной ответственности, правового самосознания, поликультурности, толерантности, приверженности ценностям, закреплённым в Конституции Российской Федерации; понимание основных принципов жизни общества, роли окружающей среды как важного фактора формирования качеств личности, ее социализации; владение экологическим мышлением, обеспечивающим понимание взаимосвязи между природными, социальными, экономическими и политическими явлениями, их влияния на качество жизни человека и качество окружающей его среды; осознание своей роли в целостном, многообразном и быстро изменяющемся глобальном мире; приобретение теоретических знаний и опыта их применения для адекватной ориентации в окружающем мире, выработки способов адаптации в нём, формирования собственной активной позиции в общественной жизни при решении задач в области социальных отношений; естественно-научные предметы (физика, химия, биология) призваны решить следующие задачи: формирование целостной научной картины мира; понимание возрастающей роли естественных наук и научных исследований в современном мире, постоянного процесса эволюции научного знания, значимости международного научного сотрудничества; овладение научным подходом к решению различных задач; овладение умениями формулировать гипотезы, конструировать, проводить эксперименты, оценивать полученные результаты; овладение умением сопоставлять экспериментальные и теоретические знания с объективными реалиями жизни; воспитание ответственного и бережного отношения к окружающей среде; овладение экосистемной познавательной моделью и ее применение в целях прогноза экологических рисков для здоровья людей, безопасности жизни, качества окружающей среды; осознание значимости концепции устойчивого развития; представления научно обоснованных аргументов своих действий, основанных на межпредметном анализе учебных задач; искусство (изобразительное искусство, музыка) должно обеспечить: осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности; развитие эстетического вкуса, художественного мышления обучающихся, способности воспринимать эстетику природных объектов, сопереживать им, чувственно- эмоционально оценивать гармоничность взаимоотношений человека с природой и выражать свое отношение художественными средствами; развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности; формирование интереса и уважительного отношения к культурному наследию и ценностям народов России, сокровищам мировой цивилизации, их сохранению и приумножению. развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру. технология (технология) призвана обеспечить: развитие инновационной творческой деятельности обучающихся в процессе решения прикладных учебных задач; активное использование знаний, полученных при изучении других учебных предметов, и сформированных универсальных учебных действий; совершенствование умений выполнения учебно-исследовательской и проектной деятельности; формирование представлений о социальных и этических аспектах научнотехнического прогресса; формирование способности придавать экологическую направленность любой деятельности, проекту; демонстрировать экологическое мышление в разных формах деятельности; физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности (физическая культура, основы безопасности жизнедеятельности) призвана обеспечить: физическое, эмоциональное, интеллектуальное и социальное развитие личности обучающихся с учётом исторической, общекультурной и ценностной составляющей предметной области; формирование и развитие установок активного, экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни; понимание личной и общественной значимости современной культуры безопасности жизнедеятельности; овладение основами современной культуры безопасности жизнедеятельности, понимание ценности экологического качества окружающей среды, как естественной основы безопасности жизни; понимание роли государства и действующего законодательства в обеспечении национальной безопасности и защиты населения; развитие двигательной активности обучающихся, достижение положительной динамики в развитии основных физических качеств и показателях физической подготовленности, формирование потребности в систематическом участии в физкультурноспортивных и оздоровительных мероприятиях; установление связей между жизненным опытом обучающихся и знаниями из разных предметных областей. В обязательной части учебного плана изучение предмета «Русский язык» предметной области «Русский язык и литература» осуществляется в 6 классе – 6 часов, в 7 классах- 4 часа, в 8-9 классах 3 часа в неделю. Учебный предмет «Литература» предметной области «Русский язык и литература» изучается в 6, 9 классах - 3 часа в неделю, в 7,8 классах - 2 часа в неделю. Учебный предмет «Родной язык» предметной области «Родной язык и родная литература» осуществляется в 6-9 классе 2 часа в неделю. Учебный предмет «Родная литературная» предметной области «Родной язык и литера- тура» изучается в 6-9 классах - 1 час в неделю. Учебный предмет «Иностранный язык» изучается в 6-9 классах 3 часа в неделю. Учебный предмет «Математика» предметной области «Математика и информатика» изучается в 6 классах 5 часов в неделю. Учебный предмет «Алгебра» в 7-9 классах по 3 часа в неделю, «Геометрия» в 7-9 классах 2 часа в неделю, «Информатика» в 7-9 классах - 1 час в неделю. Предметная область «Общественно-научные предметы» включает учебные предметы «История. Всеобщая история» -2 часа в неделю в 6-9 классах, «Обществознание» -1 час в неделю в 6-9 классах, «География» в 6 классах 1 час в неделю, в 7-9 классе «География»- 2 часа в неделю. Изучение предметной области «Естественно - научные предметы» обеспечено предметами «Биология» в 6-7 классах 1 час в неделю, в 8-9 классах 2 часа в неделю, «Физика» в 7-8 классе- 2 часа в неделю, в 9 классе- 3 часа в неделю. Предметная область «Искусство» представлена обязательными предметами в 6-8 классах «Музыка» 1 час в неделю и «Изобразительное искусство» в 6-7 классах 1 час в неделю. Предмет «Технология» входит в предметную область «Технология», имеет сельскохозяйственную направленность, представлен в учебных планах 6,7 классов по 2 часа в неделю, 8, 9 классов по 1 часу в неделю. Изучение учебного предмета «Физическая культура» предметной области «Физическая культура и основы безопасности жизнедеятельности» предполагает в 6-9 классах - 2 часа в неделю. Третий час физкультуры реализован во внеурочной деятельности. Предмет «Основы безопасности жизнедеятельности» изучается в 8-9 классах по 1 часу в неделю. Предметная область «ОДНКНР» является логическим продолжением комплексного курса «Основы религиозных культур и светской этики» (ОРКСЭ), реализуемого в начальных классах, и направлена на преемственность связей с предыдущим и последующими уровнями общего образования. Реализация предметной области «ОДНКНР» в образовательной системе школы носит целенаправленный характер. Учебный предмет «Основы духовно-нравственной культуры народов России» реализуется в 6-8 классах через интеграцию с учебным предметом обществознание. На уровне основного общего образования преподавание учебных дисциплин ведётся по учебникам, включённым в Федеральный перечень учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях Количество учебных занятий за 5 лет (6-9 класс) составляет 4386 часов, что не менее 4281 часов. Предметы и курсы по выбору. В учебный план включены предметы и курсы по выбору: 9 класс (1 час): «Химия в быту» - 1 час в неделю для расширения знаний учащихся по химии.