Вероятность и статистика_7-9

Приложение № 1 к ООП ООО

Рабочая программа
учебного курса «Вероятность и статистика»
Уровень: основное общее образование
Классы: 7-9

Сторожевая, 2023

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
Рабочая программа по математике для обучающихся 5—9 классов
разработана на основе Федерального государственного образовательного
стандарта основного общего образования с учётом и современных
мировых требований, предъявляемых кматематическому образованию и
традиций российскогообразования, которые обеспечивают овладение
ключевыми компетенциями, составляющими основу для
непрерывного образования и саморазвития, а также целостность
общекультурного, личностного и познавательного развития обучающихся. В
рабочей программе учтены идеи и положения Концепции раз- вития
математического образования в Российской Федерации.
В эпоху цифровой трансформации всех сфер человеческой деятельности
невозможно стать образованным современным чело- веком без базовой
математической подготовки. Уже в школе математика служит опорным
предметом для изучения смежных дисциплин, а после школы реальной
необходимостью становится непрерывное образование, что требует
полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и
математической. Это обусловлено тем, что в наши дни растёт число
профессий, связанных с непосредственным применением математики: и в
сфере экономики, и в бизнесе, и в технологических областях, и даже в
гуманитарных сферах. Таким образом, круг школьников, для которых
математика может стать значимым предметом, расширяется.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что её предметом
являются фундаментальные структуры нашего мира: пространственные
формы и количественные отношения от простейших, усваиваемых в
непосредственном опыте, до до- статочно сложных, необходимых для
развития научных и прикладных идей. Без конкретных математических
знаний затруднено понимание принципов устройства и использования
современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной
социальной, экономической, политической информации, мало- эффективна
повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни
приходится выполнять расчёты и составлять алгоритмы, находить и
применять формулы, владеть практическими приёмами геометрических
измерений и по- строений, читать информацию, представленную в виде
таблиц, диаграмм и графиков, жить в условиях неопределённости и
понимать вероятностный характер случайных событий.
Одновременно с расширением сфер применения математики в
современном обществе всё более важным становится математический
стиль мышления, проявляющийся в определённых умственных навыках.
В процессе изучения математики в арсенал приёмов и методов мышления
человека естественным образом включаются индукция и дедукция,
обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и

систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических
умозаключений, правила их конструирования раскрывают механизм
логических построений, способствуют выработке умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают
логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике и в
формировании алгоритмической компоненты мышления и воспитании
умений действовать по заданным алгоритмам, совершенствовать
известные и конструировать но- вые. В процессе решения задач —
основой учебной деятельности на уроках математики — развиваются
также творческая иприкладная стороны мышления.
Обучение математике даёт возможность развивать у обучающихся
точную, рациональную и информативную речь, умениеотбирать наиболее
подходящие языковые, символические, графические средства для
выражения суждений и наглядного их представления.
Необходимым компонентом общей культуры в современном
толковании является общее знакомство с методами познания
действительности, представление о предмете и методах математики, их
отличий от методов других естественных и гуманитарных наук, об
особенностях применения математики для решения научных и
прикладных задач. Таким образом, математическое образование вносит
свой вклад в формирование общейкультуры человека.
Изучение математики также способствует эстетическому воспитанию
человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений,
восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.

ЦЕЛИ И ОСОБЕННОСТИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
«МАТЕМАТИКА». 5-9 КЛАССЫ
Приоритетными целями обучения математике в 5-9 классах являются:

•

формирование центральных математических понятий (число,
величина, геометрическая фигура, переменная, вероятность,
функция), обеспечивающих преемственность и перспективность
математического образования обучающихся;
• подведение обучающихся на доступном для них уровне к
осознанию взаимосвязи математики и окружающего мира,
понимание математики как части общей культуры человечества;
• развитие интеллектуальных и творческих способностей
обучающихся, познавательной активности, исследовательских
умений, критичности мышления, интереса к изучению
математики;
• формирование функциональной математической грамотности:
умения распознавать проявления математических понятий,
объектов и закономерностей в реальных жизненных ситуациях и
при изучении других учебных предметов, проявления
зависимостей и закономерностей, формулировать их на языке
математики и создавать математические модели, применять
освоенный математический аппарат для решения практикоориентированных задач, интерпретировать и оценивать
полученные результаты.
Основные линии содержания курса математики в 5—9 классах: «Числа
и вычисления», «Алгебра» («Алгебраические выражения», «Уравнения и
неравенства»), «Функции», «Геометрия» («Геометрические фигуры и их
свойства», «Измерение геометрических величин»), «Вероятность и
статистика». Данные линии развиваются параллельно, каждая в
соответствии с собственной логикой, однако не независимо одна от
другой, а в тесном контакте и взаимодействии. Кроме этого, их
объединяет логическая составляющая, традиционно присущая математике
и пронизывающая все математические курсы и
содержательные
линии.
Сформулированное
в
Федеральном
государственном
образовательном
стандарте
основного
общего
образования требование «уметь оперировать понятиями: определение,
аксиома, теорема, доказательство; умение распознавать истинные и
ложные высказывания, приводить примеры и контр примеры, строить
высказывания и отрицания высказываний» относится ко всем курсам, а
формирование логических умений распределяется по всем годам обучения
на уровне основного общего образования. Содержание образования,
соответствующее предметным результатам освоения
рабочей
программы,
распределённым
по годам
обучения,
структурировано таким образом, чтобы ко всем основным,
принципиальным вопросам обучающиеся обращались неоднократно,
чтобы
овладение
математическими
понятиями
и
навыками
осуществлялось последовательно и поступательно, с соблюдением
принципа преемственности, а новые знания включались в общую систему
математических представлений обучающихся, расширяя и углубляя её,

образуя прочные множественные связи.

МЕСТО УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА» В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В соответствии с Федеральным государственным образовательным
стандартом основного общего образования математика является
обязательным предметом на данном уровне образования. В 5—9 классах
учебный предмет «Математика» традиционно изучается в рамках
следующих учебных курсов: в 5—6 классах — курса «Математика», в
7—9 классах — курсов «Алгебра» (включая элементы статистики и
теории вероятностей) и «Геометрия». Настоящей программой вводится
самостоятельный учебный курс «Вероятность и статистика».
Настоящей программой предусматривается выделение в учебном
плане на изучение математики в 5—6 классах 5 учебных часов в неделю в
течение каждого года обучения, в 7—9 классах 6 учебных часов в неделю
в течение каждого года обучения, всего 952 учебных часа.
Тематическое планирование учебных курсов и рекомендуемое
распределение учебного времени для изучения отдельных тем,
предложенные в настоящей программе, надо рассматривать как
примерные ориентиры в помощь составителю авторской рабочей
программы и прежде всего учителю. Автор программы вправе увеличить
или уменьшить предложенное число учебных часов на тему, чтобы
углубиться в тематику, более заинтересовавшую учеников, или направить
усилия на преодоление затруднений. Допустимо также локальное перераспределение и перестановка элементов содержания внутри данного
класса. Количество проверочных работ (тематический и итоговый
контроль качества усвоения учебного материала) и их тип
(самостоятельные и контрольные работы, тесты) остаются на усмотрение
учителя. Также учитель вправе увеличить или уменьшить число учебных
часов, отведённых в рабочей программе на обобщение, повторение,
систематизацию знаний обучающихся. Единственным, но принципиально
важным критерием, является достижение результатов обучения,
указанных в настоящей программе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО
ПРЕДМЕТА «МАТЕМАТИКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Освоение учебного предмета «Математика» должно обеспечивать
достижение на уровне основного общего образования следующих
личностных,
метапредметных
и
предметных
образовательных
результатов:

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты освоения программы учебного пред- мета
«Математика» характеризуются:
Патриотическое воспитание:
проявлением интереса к прошлому и настоящему российской
математики, ценностным отношением к достижениям российских
математиков и российской математической школы, к использованию этих
достижений в других науках и прикладныхсферах.
Гражданское и духовно-нравственное воспитание:
готовностью к выполнению обязанностей гражданина и реализации
его прав, представлением о математических основах функционирования
различных структур, явлений, процедур гражданского общества (выборы,
опросы и пр.); готовностью к обсуждению этических проблем, связанных
с практическим применением достижений науки, осознанием важности
мораль- но-этических принципов в деятельности учёного.
Трудовое воспитание:
установкой на активное участие в решении практических задач
математической направленности, осознанием важности ма-тематического
образования на протяжении всей жизни для успешной профессиональной
деятельности и развитием необходимых умений; осознанным выбором и
построением индивидуальной траектории образования и жизненных
планов с учётом личных интересов и общественных потребностей.
Эстетическое воспитание:
способностью к эмоциональному и эстетическому восприятию
математических объектов, задач, решений, рассуждений; умению видеть
математические закономерности в искусстве.

Ценности научного познания:
ориентацией в деятельности на современную систему научных
представлений об основных закономерностях развития человека,
природы и общества, пониманием математической науки как сферы
человеческой деятельности, этапов её развития и значимости для
развития цивилизации; овладением языком математики и математической
культурой как средством познания мира; овладением простейшими
навыками исследовательской деятельности.
Физическое воспитание, формирование культуры здоровья и
эмоционального благополучия:
готовностью применять математические знания в интересах своего
здоровья, ведения здорового образа жизни (здоровое питание,
сбалансированный режим занятий и отдыха, регулярная физическая
активность); сформированностью навыка рефлексии, признанием своего
права на ошибку и такого же права другого человека.
Экологическое воспитание:
ориентацией на применение математических знаний для решения задач
в области сохранности окружающей среды, планирования поступков и
оценки их возможных последствий для окружающей среды; осознанием
глобального характера экологических проблем и путей их решения.
Личностные результаты, обеспечивающие адаптацию обучающегося к
из-меняющимся условиям социальной и природной среды:
готовностью к действиям в условиях неопределённости, повышению
уровня своей компетентности через практическую деятельность, в том
числе умение учиться у других людей, при- обретать в совместной
деятельности новые знания, навыки и компетенции из опыта других;
необходимостью в формировании новых знаний, в том числе
формулировать идеи, понятия, гипотезы об объектах и явлениях, в том
числе ранее не известных, осознавать дефициты собственных знаний и
компетентностей, планировать своё развитие;
способностью осознавать стрессовую ситуацию, воспринимать
стрессовую ситуацию как вызов, требующий контрмер, корректировать
принимаемые решения и действия, формулировать и оценивать риски и
последствия, формировать опыт.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Метапредметные результаты освоения программы учебного предмета
«Математика»
характеризуются
овладением
универсальными
познавательными
действиями,
универсальными
коммуникативными действиями и универсальными регу
лятивными действиями.
1) Универсальные познавательные действия обеспечивают
формирование базовых когнитивных процессов обучающихся
(освоение методов познания окружающего мира; применение
логических, исследовательских операций, умений работать с
информацией).
Базовые логические действия:
•

выявлять
и
характеризовать
существенные
признаки
математических объектов, понятий, отношений между понятиями;
формулировать определения понятий; устанавливать существенный
признак классификации, основания для обобщения и сравнения,
критерии проводимого анализа;

•

воспринимать, формулировать и преобразовывать суждения:
утвердительные и отрицательные, единичные, частные и общие;
условные;
выявлять математические закономерности, взаимосвязи и
противоречия в фактах, данных, наблюдениях и утверждениях;
предлагать критерии для выявления закономерностей и
противоречий;
делать выводы с использованием законов логики, дедуктивных
и индуктивных умозаключений, умозаключений по аналогии;
разбирать доказательства математических утверждений (прямые и
от противного), проводить самостоятельно несложные
доказательстваматематическихфактов,выстраивать
аргументацию, приводить примеры и контрпримеры;
обосновывать собственные рассуждения;
выбирать способ решения учебной задачи (сравнивать
несколько вариантов решения, выбирать наиболее подходящий
с учётом самостоятельно выделенных критериев).

•

•
•

•

Базовые исследовательские действия:
•

использовать вопросы как исследовательский инструмент
познания; формулировать вопросы, фиксирующие противоречие,
проблему, самостоятельно устанавливать искомое и данное,
формировать гипотезу, аргументировать свою позицию, мнение;

•

проводить по самостоятельно составленному плану несложный
эксперимент, небольшое исследование по установлению
особенностей математического объекта, зависимостей объектов

между собой;
самостоятельно формулировать обобщения и выводы по
результатам проведённого наблюдения, исследования, оценивать
достоверность полученных результатов, выводов и обобщений;
прогнозировать возможное развитие процесса, а также выдвигать
предположения о его развитии в новых условиях.

•

•

Работа с информацией:
•
•

•

•

выявлять недостаточность и избыточность информации,
данных, необходимых для решения задачи;
выбирать,
анализировать,
систематизировать
и
интерпретировать информацию различных видов и форм
представления;
выбирать форму представления информации и иллюстрировать
решаемые задачи схемами, диаграммами, иной графикой и их
комбинациями;
оцениватьнадёжностьинформациипокритериям,
предложенным учителем или сформулированным
самостоятельно.

2) Универсальные коммуникативные действия
обеспечивают сформированность социальных
навыков обучающихся.
Общение:
•

воспринимать и формулировать суждения в соответствии с
условиями и целями общения; ясно, точно, грамотно выражать
свою точку зрения в устных и письменных текстах, давать
пояснения по ходу решения задачи, комментировать
полученный результат;
• в ходе обсуждения задавать вопросы по существу обсуждаемой
темы, проблемы, решаемой задачи, высказывать идеи,
нацеленные на поиск решения; сопоставлять свои суждения с
суждениями других участников диалога, обнаруживать
различие и сходство позиций; в корректной форме
формулировать разногласия, свои возражения;
• представлять результаты решения задачи, эксперимента,
исследования, проекта; самостоятельно выбирать формат
выступления с учётом задач презентации и особенностей
аудитории.
Сотрудничество:
•

понимать и использовать преимущества командной и
индивидуальной работы при решении учебных математических
задач; принимать цель совместной деятельности, планировать
организацию совместной работы, распределять виды работ,

договариваться, обсуждать процесс и результат работы; обобщать
мнения нескольких людей;
участвовать в групповых формах работы (обсуждения, обмен
мнениями, мозговые штурмы и др.); выполнять свою часть работы
и координировать свои действия с другими членами команды;
оценивать качество своего вклада в общий продукт по критериям,
сформулированным участниками взаимодействия.

•

3) Универсальные регулятивные действия обеспечивают
формирование смысловых установок и жизненных навыков
личности.
Самоорганизация:
•

самостоятельно составлять план, алгоритм решения задачи (или
его часть), выбирать способ решения с учётом имеющихся
ресурсов и собственных возможностей, аргументировать и
корректировать варианты решений с учётом новой информации.

Самоконтроль:
•
•

•

владеть способами самопроверки, самоконтроля процесса и
результата решения математической задачи;
предвидеть трудности, которые могут возникнуть при решении
задачи, вносить коррективы в деятельность на основе новых
обстоятельств, найденных ошибок, выявленных трудностей;
оценивать соответствие результата деятельности поставлен- ной
цели и условиям, объяснять причины достижения или
недостижения цели, находить ошибку, давать оценку
приобретённому опыту.

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Предметные результаты освоения рабочей программы по
математике представлены по годам обучения в следующих разделах
программы в рамках отдельных курсов: в 5—6 классах — курса
«Математика», в 7—9 классах — курсов «Алгебра», «Геометрия»,
«Вероятность и статистика».
Развитие логических представлений и навыков логического
мышления осуществляется на протяжении всех лет обучения в
основной школе в рамках всех названных курсов. Предполагается,
что выпускник основной школы сможет строить высказывания и
отрицания высказываний, распознавать истинные и ложные
высказывания, приводить примеры и контр примеры, овладеет
понятиями: определение, аксиома, теорема, доказательство — и
научится использовать их при выполнении учебных и вне учебных
задач.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОГО КУРСА «ВЕРОЯТНОСТЬ И
СТАТИСТИКА».
7-9 КЛАССЫ

ЦЕЛИ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОГО КУРСА
В современном цифровом мире вероятность и статистика приобретают всё большую значимость, как с точки зрения практических
приложений, так и их роли в образовании, необходимом каждому
человеку. Возрастает число профессий, при овладении которыми
требуется хорошая базовая подготовка в области вероятности и
статистики, такая подготовка важна для продолжения образования и для
успешной профессиональной карьеры.
Каждый человек постоянно принимает решения на основеимеющихся
у него данных. А для обоснованного принятия решения в условиях
недостатка или избытка информации необходимо в том числе хорошо
сформированное вероятностное и статистическое мышление.
Именно поэтому остро встала необходимость сформировать у
обучающихся функциональную грамотность, включающую в себя в
качестве неотъемлемой составляющей умение воспринимать и
критически анализировать информацию, представленную в различных
формах, понимать вероятностный характермногих реальных процессов и
зависимостей, производить простейшие вероятностные расчёты.
Знакомство с основными принципами сбора, анализа и представления
данных из различных сфер жизни общества и государства приобщает

обучающихся
к
общественным
интересам.
Изучение
основ
комбинаторики развивает навыки организации перебора и подсчёта числа
вариантов, в том числе, в прикладных задачах. Знакомство с основами
теории графов создаёт математический фундамент для формирования
компетенций в области информатики и цифровых технологий. Помимо
этого, при изучении статистики и вероятности обогащаются
представления учащихся о современной картине мира и методах его
исследования, формируется понимание роли статистики как источника
социально
значимой
информации
и
закладываются
основы
вероятностного мышления.
В соответствии с данными целями в структуре программы учебного
курса «Вероятность и статистика» основной школы выделены следующие
содержательно-методические линии:
«Представление данных и описательная статистика»; «Вероятность»;
«Элементы комбинаторики»; «Введение в теорию графов».
Содержание линии «Представление данных и описательная
статистика» служит основой для формирования навыков работы с
информацией: от чтения и интерпретации информации,представленной в
таблицах, на диаграммах и графиках до сбора, представления и анализа
данных с использованием статистических характеристик средних и
рассеивания. Работая с данными, обучающиеся учатся считывать и
интерпретировать данные, выдвигать, аргументировать и критиковать
простейшие гипотезы, размышлять над факторами, вызывающими изменчивость, и оценивать их влияние на рассматриваемые величины и
процессы.
Интуитивное представление о случайной изменчивости, ис-следование
закономерностей и тенденций становится мотивирующей основой для
изучения теории вероятностей. Большое значение здесь имеют
практические задания, в частности опыты с классическими
вероятностными моделями.
Понятие вероятности вводится как мера правдоподобия случайного
события. При изучении курса обучающиеся знакомятся с простейшими
методами вычисления вероятностей в случайных экспериментах с
равновозможными элементарными исходами, вероятностными законами,
позволяющими ставить и решать более сложные задачи. В курс входят
начальные представления о случайных величинах и их числовых
характеристиках.
Также в рамках этого курса осуществляется знакомство обучающихся
с множествами и основными операциями над множествами,
рассматриваются примеры применения для решения задач, а также
использования в других математических курсахи учебных предметах.

МЕСТО УЧЕБНОГО КУРСА В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
В 7—9 классах изучается курс «Вероятность и статистика», в

который входят разделы: «Представление данных и описательная
статистика»; «Вероятность»; «Элементы комбинаторики»; «Введение в
теорию графов».
На изучение данного курса отводит 1 учебный час в неделю в течение
каждого года обучения, всего 102 учебных часа.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
7 класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков. Заполнение
таблиц, чтение и построение диаграмм (столбиковых (столбчатых) и
круговых). Чтение графиков реальных процессов. Извлечение
информации из диаграмм и таблиц, использование и интерпретация
данных.
Описательная статистика: среднее арифметическое, медиана, размах,
наибольшее и наименьшее значения набора числовых данных. Примеры
случайной изменчивости.
Случайный эксперимент (опыт) и случайное событие. Вероятность и
частота. Роль маловероятных и практически достоверных событий в
природе и в обществе. Монета и игральная костьв теории вероятностей.
Граф, вершина, ребро. Степень вершины. Число рёбер и суммарная
степень вершин. Представление о связности графа. Цепи и циклы. Пути
в графах. Обход графа (эйлеров путь). Представление об
ориентированном графе. Решение задачс помощью графов.

8 класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Множество, элемент множества, подмножество. Операции над
множествами: объединение, пересечение, дополнение. Свойства
операций над множествами: переместительное, сочетательное,
распределительное, включения. Использование графического
представления множеств для описания реальных процессов и явлений,
при решении задач.
Измерение рассеивания данных. Дисперсия и стандартное отклонение
числовых наборов. Диаграмма рассеивания.
Элементарные события случайного опыта. Случайные события.
Вероятности событий. Опыты с равновозможными элементарными
событиями. Случайный выбор. Связь между маловероятными и
практически достоверными событиями в природе, обществе и науке.
Дерево. Свойства деревьев: единственность пути, существование
висячей вершины, связь между числом вершин и числом рёбер.

Правило
умножения.
Решение
задач
с
помощью
графов.
Противоположные события. Диаграмма Эйлера. Объединение и
пересечение событий. Несовместные события. Формула сложения
вероятностей. Условная вероятность. Правило умножения. Независимые
события. Представление эксперимента в виде дерева. Решение задач на
нахождение вероятностей с помощью дерева случайного эксперимента,
диаграмм Эйлера.

9 класс
Представление данных в виде таблиц, диаграмм, графиков,
интерпретация данных. Чтение и построение таблиц, диаграмм, графиков
по реальным данным.
Перестановки и факториал. Сочетания и число сочетаний.
Треугольник Паскаля. Решение задач с использованием комбинаторики.
Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка и из дуги окружности.
Испытание. Успех и неудача. Серия испытаний до первого успеха.
Серия испытаний Бернулли. Вероятности событий в серии испытаний
Бернулли.
Случайная величина и распределение вероятностей. Математическое
ожидание и дисперсия. Примеры математического ожидания как
теоретического среднего значения величины. Математическое ожидание
и дисперсия случайной величины
«число успехов в серии испытаний Бернулли».
Понятие о законе больших чисел. Измерение вероятностей с помощью
частот. Роль и значение закона больших чисел в природе и обществе.

ПЛАНИРУЕМЫЕ ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ КУРСА (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
Предметные результаты освоения курса «Вероятность и статистика» в
7—9 классах характеризуются следующими умениями.

7 класс
Читать информацию, представленную в таблицах, на диаграммах;
представлять данные в виде таблиц, строить диа- граммы (столбиковые
(столбчатые) и круговые) по массивам значений.
Описывать и интерпретировать реальные числовые данные,
представленные в таблицах, на диаграммах, графиках.
Использовать для описания данных статистические характеристики:
среднее арифметическое, медиана, наибольшее и наименьшее значения,

размах.
Иметь представление о случайной изменчивости на примерах цен,
физических величин, антропометрических данных; иметь представление о
статистической устойчивости.

8 класс
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в виде
таблиц, диаграмм, графиков; представлять данные в виде таблиц,
диаграмм, графиков.
Описывать данные с помощью статистических показателей: средних
значений и мер рассеивания (размах, дисперсия и стандартное
отклонение).
Находить частоты числовых значений и частоты событий, в том числе
по результатам измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в опытах, зная вероятности
элементарных событий, в том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Использовать графические модели: дерево случайного эксперимента,
диаграммы Эйлера, числовая прямая.
Оперировать понятиями: множество, подмножество; выполнять
операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение;
перечислять элементы множеств; применять свойства множеств.
Использовать графическое представление множеств и связей между
ними для описания процессов и явлений, в том числе при решении задач из
других учебных предметов и курсов.

9 класс
Извлекать и преобразовывать информацию, представленную в
различных источниках в виде таблиц, диаграмм, графиков; представлять
данные в виде таблиц, диаграмм, графиков.
Решать задачи организованным перебором вариантов, а так- же с
использованием комбинаторных правил и методов.
Использовать описательные характеристики для массивов числовых
данных, в том числе средние значения и меры рассеивания.
Находить частоты значений и частоты события, в том числе пользуясь
результатами проведённых измерений и наблюдений.
Находить вероятности случайных событий в изученных опытах, в том
числе в опытах с равновозможными элементарны- ми событиями, в сериях
испытаний до первого успеха, в сериях испытаний Бернулли.

Иметь представление о случайной величине и о распределении
вероятностей.
Иметь представление о законе больших чисел как о проявлении
закономерности в случайной изменчивости и о роли за- кона больших
чисел в природе и обществе.

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНОГО
КУРСА (ПО ГОДАМ ОБУЧЕНИЯ)
7 класс (не менее 34 ч)
Название
раздела (темы)
(число часов)
Представление
данных
(7 ч)

Описательная
статистика
(8 ч)

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Представление данных в таблицах.
Практические
вычисления
по
табличным данным. Извлечение и
интерпретация табличных
данных.
Практическая работа
«Таблицы».
Графическое представление данных в
виде
круговых,
столбиковых
(столбчатых) диаграмм. Чтение и
построение
диаграмм.
Примеры
демографических
диаграмм.
Практическая работа «Диаграммы»
Числовые наборы. Среднее арифметическое.
Медиана числового набора. Устойчивость медианы.
Практическая работа «Средние
значения».
Наибольшее и наименьшее значения
числового набора. Размах

Осваивать способы представления статистических
данных и числовых массивов с помощью таблиц и
диаграмм с использованием актуальных и важных
данных (демографические данные, производство
промышленной и сельскохозяйственной продукции,
общественные и при- родные явления).
Изучать методы работы с табличными и графическими представлениями данных с помощью
цифровых ресурсов в ходе практических работ

Осваивать понятия: числовой набор, мера центральной тенденции (мера центра), в том числе среднее
арифметическое, медиана.
Описывать статистические данные с помощью
среднего арифметического и медианы. Решать задачи.
Изучать свойства средних, в том числе с помощью
цифровых ресурсов, в ходе практическихработ.

Продолжение
Название
раздела (темы)
(число часов)

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся
Осваивать понятия: наибольшее и наименьшее
значения числового массива, размах.
Решать задачи на выбор способа описания данных в
соответствии с природой данных и целями
исследования

Случайная изменчивость
(6 ч)

Случайная изменчивость (примеры).
Частота значений в массиве данных.
Группировка. Гистограммы.
Практическаяработа«Случайная
изменчивость»

Введение в теорию
графов
(4 ч)

Граф, вершина, ребро. Представление
задачи с помощью графа. Степень
(валентность) вершины. Число рёбер и
суммарная степень вершин. Цепь и
цикл. Путь в графе. Представление о
связности графа. Обход графа (эйлеров
путь). Представление об ориентированных графах

Осваивать понятия: частота значений в массиве
данных, группировка данных, гистограмма.
Строить и анализировать гистограммы, подбирать
подходящий шаг группировки.
Осваивать графические представления разных видов
случайной изменчивости, в том числе с помощью
цифровых ресурсов, в ходе практической работы
Осваивать понятия: граф, вершина графа, ребро
графа, степень (валентность вершины), цепьи цикл.
Осваивать понятия: путь в графе, эйлеров путь,
обход графа, ориентированный граф.
Решать задачи на поиск суммы степеней вершин
графа, на поиск обхода графа, на поиск путей в
ориентированных графах.
Осваивать способы представления задач из курса
алгебры, геометрии, теории вероятностей, других
предметов с помощью графов (карты,

схемы, электрические цепи, функциональные
соответствия) на примерах
Вероятность и частота случайного
события
(4 ч)

Случайный опыт и случайное событие.
Вероятность и частота события. Роль
маловероятных
и
практически
достоверных событий в природе и в
обществе. Мо- нета и игральная кость в
теории вероятностей.
Практическая
работа
«Частота
выпадения орла»

Осваивать понятия: случайный опыт и случайное
событие, маловероятное и практически достоверное
событие.
Изучать значимость маловероятных событий в
природе и обществе на важных примерах (аварии,
несчастные случаи, защита персональной информации,
передача данных).
Изучать роль классических вероятностных моделей
(монета, игральная кость) в теории вероятностей.
Наблюдать и изучать частоту событий в простых
экспериментах, в том числе с помощью цифровых
ресурсов, в ходе практической работы

Обобщение,
контроль
(5 ч)

Представление данных. Описательная
статистика. Вероятность
случайного
события

Повторять изученное и выстраивать систему
знаний.
Решать задачи на представление и описание данных
с помощью изученных характеристик. Обсуждать
примеры случайных событий, маловероятных и
практически достоверных случайных событий, их роли
в природе и жизни человека

8 класс (не менее 34 ч)
Название
раздела (темы)
(число часов)

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

курса

Представление данных. Описательная
статистика. Случайная изменчивость.
Средние числовогонабора.
Случайные события. Вероятности и
частоты. Классические модели теории
вероятностей: монета иигральная кость

Повторять изученное и выстраивать систему
знаний.
Решать задачи на представление и описание данных
с помощью изученных характеристик. Решать задачи
на представление группированных данных и описание
случайной изменчивости.
Решать задачи на определение частоты случайных
событий, обсуждение примеров случайных событий,
маловероятных и практически достоверных случайных
событий, их роли в природеи жизни человека

Описательная статистика. Рассеивание данных
(4 ч)

Отклонения.
Дисперсия числового
набора.
Стандартное
отклонение
числового
набора.
Диаграммы
рассеивания

Осваивать понятия: дисперсия и стандартное
отклонение, использовать эти характеристики для
описания рассеивания данных.
Выдвигать гипотезы об отсутствии или наличии
связи по диаграммам рассеивания.
Строить диаграммы рассеивания по имеющимся
данным, в том числе с помощью компьютера

Множества

Множество, подмножество. Операции
над
множествами:
объединение,
пересечение, дополнение.

Осваивать понятия: множество, элемент множества,
подмножество.
Выполнять операции над множествами: объединение, пересечение, дополнение.

Повторение
7 класса
(4 ч)

(4 ч)

Свойства операций над множествами:
переместительное,
сочетательное,
распределительное,включения.
Графическое
представлениемножеств

Использовать свойства: переместительное, сочетательное, распределительное, включения.
Использовать графическое представление множеств
при описании реальных процессов и явлений, при
решении задач из других учебныхпредметов и курсов

Вероятность
случайного
события
(6 ч)

Элементарные события.
Случайные
события.
Благоприятствующие
элементарные события. Вероятности
событий. Опыты с равно- возможными
элементарными событиями. Случайный
выбор.
Практическаяработа«Опытыс
равновозможными
элементарны- ми
событиями»

Осваивать понятия: элементарное событие, случайное событие как совокупность благоприятствующих элементарных событий, равновозможные
элементарные события.
Решать задачи на вычисление вероятностей событий
по вероятностям элементарных событий случайного
опыта.
Решать задачи на вычисление вероятностей событий в опытах с равновозможными элементарными
событиями, в том числе с помощью компьютера.
Проводить и изучать опыты с равновозможными
элементарными событиями (с использованием
монет,
игральныхкостей,другихмоделей) в
ходе
практической работы

Введение в теорию
графов
(4 ч)

Дерево.Свойствадерева:единственность
пути,
существование
висячей вершины, связь между числом
вершин и числом рёбер. Правило
умножения

Осваивать понятия: дерево как граф без цикла,
висячая вершина (лист), ветвь дерева, путь в дереве,
диаметр дерева.
Изучать свойства дерева: существование висячей
вершины,единственностьпутимеждудвумя
вершинами, связь между числом вершин и числом
рёбер.

Продолжение
Название
раздела (темы)
(число часов)

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся
Решать задачи на поиск и перечисление путей в
дереве, определение числа вершин или рёбер в дереве,
обход бинарного дерева, в том числе с применением
правила умножения

Случайные
события
(8 ч)

Противоположное
событие.
ДиаграммаЭйлера.
Объединениеи
пересечение
событий. Несовместные
события.
Формула
сложения
вероятностей. Правило
умножения
вероятностей. Условная вероятность.
Независимые события. Представление
случайного эксперимента в
виде
дерева

Осваивать понятия: взаимно противоположные
события, операции над событиями, объединение и
пересечение событий, диаграмма Эйлера (Эйлера—
Венна), совместные и несовместныесобытия.
Изучать теоремы о вероятности объединения двух
событий (формулы сложения вероятностей).
Решать задачи, в том числе текстовые задачи на
определение вероятностей объединения и пересечения
событий с помощью числовой пря- мой, диаграмм
Эйлера, формулы сложения вероятностей.
Осваивать понятия: правило умножения вероятностей, условная вероятность, независимые события
дерево случайного опыта.
Изучать свойства (определения) независимых
событий.
Решать задачи на определение и использование
независимых событий.

Решать задачи на поиск вероятностей, в том числе
условных, с использованием дерева случайного опыта
Обобщение,
контроль
(4 ч)

Представление данных. Описательная
статистика.
Графы.
Вероятность
случайного
события.
Элементы
комбинаторики

Повторять изученное и выстраивать систему
знаний.
Решать задачи на представление и описание данных
с помощью изученных характеристик. Решать задачи
с применением графов.
Решать задачи на нахождение вероятности случайного события по вероятностям элементарных
событий, в том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями.
Решать задачи на нахождение вероятностей
объединения и пересечения событий, в том числе
независимых,
с
использованием
графических
представлений и дерева случайного опыта.
Решать задачи на перечисление комбинаций (числа
перестановок, числа сочетаний), на на- хождение
вероятностей событий с применением комбинаторики, в
том числе с использованием треугольника Паскаля

9 класс (не менее 34 ч)
Название
раздела (темы)
(число часов)
Повторение курса
8 класса
(4 ч)

Элементы комбинаторики
(4 ч)

Основное содержание

Характеристика деятельности обучающихся

Представление данных. Описательная
статистика. Операции над событиями.
Независимость событий

Повторять изученное и выстраивать систему
знаний.
Решать задачи на представление и описание данных.
Решать задачи на нахождение вероятностей
объединения и пересечения событий, в том числе
независимых,
с
использованием
графических
представлений и дерева случайного опыта.
Решать задачи на перечисление комбинаций (числа
перестановок, числа сочетаний), на на- хождение
вероятностей событий с применением комбинаторики, в
том числе с использованием треугольника Паскаля

Комбинаторное правило умножения.
Перестановки. Факториал. Сочетания и
число
сочетаний.
Треугольник
Паскаля.
Практическая
работа
«Вычисление
вероятностей
с
использованием
комбинаторных
функций электронных таблиц»

Осваивать понятия: комбинаторное правило
умножения, упорядоченная пара, тройка объектов,
перестановка, факториал числа, сочетание, число
сочетаний, треугольник Паскаля.
Решать задачи на перечисление упорядоченных пар,
троек, перечисление перестановок и сочетаний
элементов различных множеств.
Решать задачи на применение числа сочетаний в
алгебре (сокращённое умножение, бином Нью-тона).

Решать, применяя комбинаторику, задачи на
вычисление вероятностей, в том числе с помощью
электронных таблиц в ходе практическойработы
Геометрическая
вероятность
(4 ч)

Геометрическая вероятность. Случайный выбор точки из фигуры на
плоскости, из отрезка, из дуги
окружности

Осваивать понятие геометрической вероятности.
Решать задачи на нахождение вероятностей в
опытах,представимыхкаквыборточекиз
многоугольника, круга, отрезка или дуги окружности,
числового промежутка

Испытания
Бернулли
(6 ч)

Испытание. Успех и неудача. Серия
испытанийдопервогоуспеха.
Испытания
Бернулли. Вероятности
событий в серии испытаний Бернулли.
Практическая
работа «Испытания
Бернулли»

Осваивать понятия: испытание, элементарное
событие в испытании (успех и неудача), серия
испытаний, наступление первого успеха (неудачи),
серия испытаний Бернулли.
Решать задачи на нахождение вероятностей событий в серии испытаний до первого успеха, в том
числе с применением формулы суммы геометрической
прогрессии.
Решать задачи на нахождение вероятностей
элементарных событий в серии испытаний Бернулли,
на нахождение вероятности определённого числа
успехов в серии испытаний Бернулли. Изучать в ходе
практической работы, в том числе с помощью
цифровых ресурсов, свойства вероятности в серии
испытаний Бернулли

Случайная
величина
(6 ч)

Случайная величина и распределение
вероятностей.
Математическое
ожидание и дисперсия
случайной
величины. Примеры математического
ожидания как

Освоить понятия: случайная величина, значение
случайной величины, распределение вероятностей.
Изучать и обсуждать примеры дискретных и непрерывных случайных величин (рост, вес чело-

Продолжение
Название
раздела (темы)
(число часов)

Основное содержание
теоретического среднего
значения
величины.
Понятие о законе больших чисел.
Измерение вероятностей с
помощью
частот. Применение закона больших
чисел

Характеристика деятельности обучающихся
века, численность населения, другие изменчивые
величины, рассматривавшиеся в курсе статистики),
модельных случайных величин, связанных со
случайными опытами (бросание монеты, игральной
кости, со случайным выбороми т. п.).
Осваивать понятия: математическое ожидание
случайной величины как теоретическое среднее
значение, дисперсия случайной величины как аналог
дисперсии числового набора.
Решать задачи на вычисление математического
ожидания и дисперсии дискретной случайной величины
по заданному распределению, в том числе задач,
связанных со страхованием и лоте- реями.
Знакомиться с математическим ожиданием и
дисперсией некоторых распределений, в том числе
распределения случайной величины
«число успехов» в серии испытаний Бернулли. Изучать
частоту события в повторяющихся случайных опытах
как случайную величину.
Знакомиться с законом больших чисел (в форме
Бернулли): при большом числе опытов частота события
близка к его вероятности.
Решать задачи на измерение вероятностей с помощью частот.

Обобщение,
контроль
(10 ч)

Представление данных. Описательная
статистика.
Вероятность случайного
события.
Элементы комбинаторики.
Случайные величины и распределения

Обсуждать роль закона больших чисел в обосновании частотного метода измерения вероятностей.
Обсуждать закон больших чисел как проявление
статистической устойчивости в изменчивых явлениях,
роль закона больших чисел в природе и в жизни
человека
Повторять изученное и выстраивать систему
знаний.
Решать задачи на представление и описание данных.
Решать задачи на нахождение вероятностей событий, в том числе в опытах с равновозможными
элементарными событиями, вероятностей объединения
и пересечения событий, вычислять вероятности в
опытах с сериями случайных испытаний


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».