Информатика. ООО 7- 9

Приложение № 1 к ООП ООО

Рабочая программа
по учебному предмету «Информатика»
Уровень: основное общее образование
Классы: 7-9

Сторожевая, 2023

Рабочая программа по информатике на уровне основного
общего образования составлена на основе Требований к
результатам освоения основной образовательной программы
основного общего образования, представленных в Федеральном
государственном образовательном стандарте основного общего
образования, а также федеральной рабочей программе
воспитания.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа даёт представление о целях, общей
стратегии обучения, воспитания и развития обучающихся
средствами учебного предмета «Информатика» на базовом
уровне; устанавливает обязательное предметное содержание,
предусматривает его структурирование по разделам и темам
курса, определяет распределение его по классам (годам
изучения); даёт примерное распределение учебных часов по
тематическим разделам курса и рекомендуемую (примерную)
последовательность их изучения с учётом межпредметных и
внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных
особенностей обучающихся. Рабочая программа определяет
количественные и качественные характеристики учебного
материала для каждого года изучения, в том числе для
содержательного наполнения разного вида контроля (промежуточной аттестации обучающихся, всероссийских проверочных работ, государственной итоговой аттестации).
Программа является основой для составления авторских
учебных программ и учебников, тематического планирова-ния
курса учителем.

ЦЕЛИ

ИЗУЧЕНИЯ

УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА»

Целями изучения информатики на уровне основного об-щего
образования являются:
6 формирование основ мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки информатики, дости-жениям
научно-технического прогресса и общественной практики, за
счёт развития представлений об информации как о важнейшем
стратегическом ресурсе развития лично-сти, государства,
общества; понимания роли информаци-онных процессов,
информационных ресурсов и информа-ционных технологий в
условиях цифровой трансформации многих сфер жизни
современного общества;

6 обеспечение

условий, способствующих развитию алгоритмического мышления как необходимого условия профессиональной деятельности в современном информационном обществе, предполагающего способность обучающегося разбивать сложные задачи на более простые подзадачи; сравнивать
новые задачи с задачами, решёнными ранее; определять шаги
для достижения результата и т. д.;
6 формирование и развитие компетенций обучающихся в об-ласти
использования информационно-коммуникационных технологий,
в том числе знаний, умений и навыков рабо-ты с информацией,
программирования, коммуникации
в современных цифровых средах в условиях обеспечения
информационной безопасности личности обучающегося;
6 воспитание ответственного
и избирательного отношения
к информации с учётом правовых и этических аспектов её
распространения, стремления к продолжению образования в
области информационных технологий и созидательной
деятельности с применением средств информационных технологий.

ОБЩАЯ
УЧЕБНОГО

ХАРАКТЕРИСТИКА

ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА»

Учебный предмет «Информатика» в основном общем образовании отражает:
6 сущность информатики как научной дисциплины, изуча-ющей
закономерности протекания и возможности автома-тизации
информационных процессов в различных систе-мах;
6 основные

области применения информатики, прежде всего
информационные технологии, управление и социальную сферу;

6 междисциплинарный

характер информатики и информаци-онной
деятельности.
Современная школьная информатика оказывает существен-ное
влияние на формирование мировоззрения школьника, его
жизненную позицию, закладывает основы понимания принципов
функционирования и использования информаци-онных технологий
как необходимого инструмента практиче-ски любой деятельности и
одного из наиболее значимых тех-нологических достижений
современной цивилизации. Многие предметные знания и способы
деятельности,
освоенные
обу-чающимися
при
изучении
информатики, находят примене-

ние как в рамках образовательного процесса при изучении других
предметных областей, так и в иных жизненных ситу-ациях,
становятся значимыми для формирования качеств личности, т. е.
ориентированы на формирование метапред-метных и личностных
результатов обучения.
Основные задачи учебного предмета «Информатика» —
сформировать у обучающихся:
6 понимание
принципов
устройства и функционирования
объектов цифрового окружения, представления об истории
и тенденциях развития информатики периода цифровой
трансформации современного общества;
6 знания,
умения и навыки грамотной постановки задач,
возникающих в практической деятельности, для их реше-ния с
помощью информационных технологий; умения
и навыки формализованного описания поставленных задач; 6
базовые знания об информационном моделировании, в том
числе о математическом моделировании;
6 знание основных алгоритмических структур и умение при-менять
эти знания для построения алгоритмов решения задач по их
математическим моделям;
6 умения и навыки составления простых программ по построенному алгоритму на одном из языков программиро-вания
высокого уровня;
6 умения и навыки эффективного использования основных типов
прикладных программ (приложений) общего назна-чения и
информационных систем для решения с их помо-щью
практических задач; владение базовыми нормами информационной этики и права, основами информационной
безопасности;
6 умение грамотно интерпретировать результаты решения
практических задач с помощью информационных техноло-гий,
применять полученные результаты в практической
деятельности.
Цели и задачи изучения информатики на уровне основного общего образования определяют структуру основного
содержания учебного предмета в виде следующих четырёх
тематических разделов:
1) цифровая грамотность;
2) теоретические основы информатики;
3) алгоритмы и программирование;
4) информационные технологии.

МЕСТО
УЧЕБНОГО
В УЧЕБНОМ ПЛАНЕ

ПРЕДМЕТА

«ИНФОРМАТИКА»

В системе общего образования «Информатика» признана
обязательным учебным предметом, входящим в состав предметной области «Математика и информатика». ФГОС ООО
предусмотрены требования к освоению предметных результа-тов
по информатике на базовом и углублённом уровнях, имеющих
общее содержательное ядро и согласованных меж-ду собой. Это
позволяет реализовывать углублённое изучение информатики как
в рамках отдельных классов, так и в рам-ках индивидуальных
образовательных траекторий, в том числе используя сетевое
взаимодействие организаций и дис-танционные технологии. По
завершении реализации про-грамм углублённого уровня учащиеся
смогут детальнее осво-ить материал базового уровня, овладеть
расширенным кру-гом понятий и методов, решать задачи более
высокого уровня сложности.
Учебным планом на изучение информатики на базовом уровне
отведено 102 учебных часа — по 1 часу в неделю в 7, 8 и 9
классах соответственно.
Для каждого класса предусмотрено резервное учебное вре-мя,
которое может быть использовано участниками образова-тельного
процесса в целях формирования вариативной со-ставляющей
содержания конкретной рабочей программы. При этом обязательная
(инвариантная) часть содержания предмета, установленная рабочей
программой, и время, отводимое на её изучение, должны быть
сохранены полностью.

СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»

7 класс
Цифровая грамотность
Компьютер — универсальное устройство
обработки данных
Компьютер — универсальное вычислительное устройство,
работающее по программе. Типы компьютеров: персональ-ные
компьютеры,
встроенные
компьютеры,
суперкомпьюте-ры.
Мобильные устройства.
Основные компоненты компьютера и их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память. Устройства ввода
и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных устройств,
средства биометрической аутентификации.
История развития компьютеров и программного обеспече-ния.
Поколения компьютеров. Современные тенденции раз-вития
компьютеров. Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер. Процессор и его характеристи-ки
(тактовая
частота,
разрядность).
Оперативная
память.
Долговременная память. Устройства ввода и вывода. Объём
хранимых данных (оперативная память компьютера, жёст-кий и
твердотельный диск, постоянная память смартфона) и скорость
доступа для различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Программы и данные
Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение.
Системы программирования. Правовая охрана программ и данных.
Бесплатные и условно-бесплатные программы. Сво-бодное
программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файло-вых
систем. Полное имя файла (папки). Путь к файлу (пап-ке). Работа
с файлами и каталогами средствами операцион-ной системы:
создание, копирование, перемещение, переиме-нование и
удаление файлов и папок (каталогов). Типы файлов. Свойства
файлов. Характерные размеры файлов различных типов
(страница текста, электронная книга, фо-тография, запись песни,
видеоклип, полнометражный фильм). Архивация данных.
Использование программ-архи-ваторов. Файловый менеджер.
Поиск файлов средствами операционной системы.

Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы.
Программы для защиты от вирусов.
Компьютерные сети
Объединение компьютеров в сеть. Сеть Интернет. Вебстраница, веб-сайт. Структура адресов веб-ресурсов. Браузер.
Поисковые системы. Поиск информации по ключевым сло-вам и по
изображению. Достоверность информации, полу-ченной из
Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права
при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в
Интернете.
Теоретические основы информатики
Информация и информационные процессы
Информация — одно из основных понятий современной науки.
Информация как сведения, предназначенные для восприя-тия
человеком, и информация как данные, которые могут быть
обработаны автоматизированной системой.
Дискретность данных. Возможность описания непрерыв-ных
объектов и процессов с помощью дискретных данных.
Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных.
Представление информации
Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие язы-ков и
алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфа-вит текстов
на русском языке. Двоичный алфавит. Количе-ство всевозможных
слов (кодовых комбинаций) фиксирован-ной длины в двоичном
алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.
Количество различных слов фикси-рованной длины в алфавите
определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодо-вых
слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирова-ние.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов
в двоичном алфавите.
Информационный объём данных. Бит — минимальная единица
количества информации — двоичный разряд. Еди-ницы измерения
информационного объёма данных. Бит, байт, килобайт, мегабайт,
гигабайт.
Скорость передачи данных. Единицы скорости передачи
данных.

Кодирование текстов. Равномерный код. Неравномерный код.
Кодировка ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках
UNICODE. Декодирование сообщений с исполь-зованием
равномерного и неравномерного кода. Информаци-онный объём
текста.
Искажение информации при передаче.
Общее представление о цифровом представлении аудиовизуальных и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глу-бина
кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление изображений. Пик-сель.
Оценка информационного объёма графических данных для
растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность и частота записи. Коли-чество
каналов записи.
Оценка количественных параметров, связанных с представлением и хранением звуковых файлов.
Информационные технологии
Текстовые документы
Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор — инструмент создания, редактиро-вания
и
форматирования
текстов.
Правила
набора
текста.
Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы
шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полу-жирное и
курсивное начертание. Свойства абзацев: границы, абзацный
отступ, интервал, выравнивание. Параметры стра-ницы. Стилевое
форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таб-лиц.
Многоуровневые списки. Добавление таблиц в тексто-вые
документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание
изображений текстом. Включение в текстовый документ диаграмм,
формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссы-лок и др.
Проверка правописания. Расстановка переносов. Голосовой
ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютер-ный
перевод. Использование сервисов сети Интернет для об-работки
текста.
Компьютерная графика
Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов.

Операции редактирования графических объектов, в том числе
цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот,
отражение, работа с областями (выделение, копиро-вание,
заливка цветом), коррекция цвета, яркости и кон-трастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встро-енными
средствами текстового процессора или других про-грамм
(приложений). Добавление векторных рисунков в до-кументы.
Мультимедийные презентации
Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добав-ление
на слайд текста и изображений. Работа с нескольки-ми слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анима-ция.
Гиперссылки.

8 класс
Теоретические основы информатики
Системы счисления
Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфа-вит.
Основание. Развёрнутая форма записи числа. Перевод в
десятичную систему чисел, записанных в других системах
счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пре-делах
от 0 до 1024 в двоичную систему счисления. Восьме-ричная
система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы в
двоичную и десятичную системы и обратно. Шестнадцатеричная
система счисления. Перевод чисел из шестнадцатеричной
системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и
обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления.
Элементы математической логики
Логические высказывания. Логические значения высказы-ваний.
Элементарные и составные высказывания. Логические операции:
«и» (конъюнкция, логическое умножение), «или» (дизъюнкция,
логическое сложение), «не» (логическое отри-цание). Приоритет
логических операций. Определение истин-ности составного
высказывания, если известны значения ис-тинности входящих в
него элементарных высказываний. Ло-гические выражения.
Правила записи логических выражений. Построение таблиц
истинности логических выражений.

Логические элементы. Знакомство с логическими основа-ми
компьютера.
Алгоритмы и программирование
Исполнители и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм
как план управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи алгоритма (словес-ный, в
виде блок-схемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следова-ние».
Линейный алгоритм. Ограниченность линейных алго-ритмов:
невозможность предусмотреть зависимость последо-вательности
выполняемых действий от исходных данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение и невыполнение условия (истинность и ложность
высказывания). Простые и составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исход-ных
данных. Разработка несложных алгоритмов с использо-ванием
циклов
и
ветвлений
для
управления
формальными
исполнителями, такими как Робот, Черепашка, Чертёжник.
Выполнение алгоритмов вручную и на компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы.
Язык программирования
Язык программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#,
Школьный Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор текста программ,
транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение. Целые, вещественные и
символьные переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок
их вычисления. Операции с целыми числами: цело-численное
деление, остаток от деления.
Ветвления. Составные условия (запись логических выраже-ний
на изучаемом языке программирования). Нахождение ми-нимума и
максимума из двух, трёх и четырёх чисел. Реше-ние квадратного
уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение,
просмотр значений величин, отладочный вывод, выбор точки
останова.

Цикл с условием. Алгоритм Евклида для нахождения
наибольшего общего делителя двух натуральных чисел. Разбиение записи натурального числа в позиционной системе с
основанием, меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одно-го
целого числа на другое, проверки натурального числа на простоту.
Обработка символьных данных. Символьные (строковые)
переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт часто-ты
появления символа в строке. Встроенные функции для обработки
строк.
Анализ алгоритмов
Определение возможных результатов работы алгоритма при
данном множестве входных данных; определение возможных
входных данных, приводящих к данному результату.

9 класс
Цифровая грамотность
Глобальная сеть Интернет и стратегии безопасного поведения в ней
Глобальная сеть Интернет. IP-адреса узлов. Сетевое хране-ние
данных. Методы индивидуального и коллективного раз-мещения
новой информации в сети Интернет. Большие дан-ные (интернетданные, в частности, данные социальных се-тей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети и ме-тоды
противодействия им. Правила безопасной аутентифика-ции.
Защита личной информации в сети Интернет. Безопас-ные
стратегии поведения в сети Интернет. Предупреждение
вовлечения в деструктивные и криминальные формы сете-вой
активности (кибербуллинг, фишинг и др.).
Работа в информационном пространстве
Виды деятельности в сети Интернет. Интернет-сервисы:
коммуникационные сервисы (почтовая служба, видео-конференцсвязь и т. п.); справочные службы (карты, распи-сания и т. п.),
поисковые
службы,
службы
обновления
про-граммного
обеспечения и др. Сервисы государственных ус-луг. Облачные
хранилища данных. Средства совместной разработки документов
(онлайн-офисы). Программное обе-спечение как веб-сервис:
онлайновые текстовые и графиче-ские редакторы, среды
разработки программ.

Теоретические основы информатики
Моделирование как метод познания
Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования.
Классификации моделей. Материальные (натурные) и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели.
Имитационные модели. Игровые модели. Оценка адекватно-сти
модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отноше-ния.
Базы данных. Отбор в таблице строк, удовлетворяющих
заданному условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные графы. Длина (вес) ребра. Весовая матрица гра-фа.
Длина пути между вершинами графа. Поиск оптималь-ного пути в
графе. Начальная вершина (источник) и конеч-ная вершина (сток)
в ориентированном графе. Вычисление количества путей в
направленном ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист, ребро (дуга) дерева.
Высота дерева. Поддерево. Примеры использования дере-вьев.
Перебор вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью
математического
(компьютерного)
моделирования.
Отличие математической модели от натурной модели и от
словесного (литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования: постановка задачи,
построение математической модели, программная реализа-ция,
тестирование, проведение компьютерного эксперимента, анализ
его результатов, уточнение модели.
Алгоритмы и программирование
Разработка алгоритмов и программ
Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и
программ с использованием ветвлений, циклов и вспомогательных алгоритмов для управления исполнителем Робот или
другими исполнителями, такими как Черепашка, Чер-тёжник и др.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алго-ритмы
обработки одномерных числовых массивов, на одном из языков
программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический
Язык):
заполнение
число-вого
массива
случайными числами, в соответствии с форму-

лой или путём ввода чисел; нахождение суммы элементов
массива; линейный поиск заданного значения в массиве; подсчёт
элементов массива, удовлетворяющих заданному ус-ловию;
нахождение минимального (максимального) элемента массива.
Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, сум-мы,
среднего арифметического, минимального и максималь-ного
значения элементов последовательности, удовлетворяю-щих
заданному условию.
Управление
Управление. Сигнал. Обратная связь. Получение сигналов
от цифровых датчиков (касания, расстояния, света, звука
и др.). Примеры использования принципа обратной связи в
системах управления техническими устройствами с помо-щью
датчиков, в том числе в робототехнике.
Примеры роботизированных систем (система управления
движением в транспортной системе, сварочная линия автоза-вода,
автоматизированное управление отопления дома, авто-номная
система управления транспортным средством и т. п.).
Информационные технологии
Электронные таблицы
Понятие об электронных таблицах. Типы данных в ячей-ках
электронной таблицы. Редактирование и форматирова-ние
таблиц. Встроенные функции для поиска максимума, минимума,
суммы и среднего арифметического. Сортировка данных в
выделенном диапазоне. Построение диаграмм (ги-стограмма,
круговая диаграмма, точечная диаграмма). Вы-бор типа
диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная,
абсолютная и смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных таблицах. Суммиро-вание
и подсчёт значений, отвечающих заданному условию. Обработка
больших наборов данных. Численное моделирова-ние в
электронных таблицах.
Информационные технологии в современном обществе
Роль информационных технологий в развитии экономики мира,
страны, региона. Открытые образовательные ресурсы.
Профессии, связанные с информатикой и информацион-ными
технологиями: веб-дизайнер, программист, разработ-чик
мобильных приложений, тестировщик, архитектор
программного обеспечения, специалист по анализу данных,
системный администратор.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ИНФОРМАТИКА»
НА УРОВНЕ ОСНОВНОГО ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ
Изучение информатики в основной школе направлено на
достижение обучающимися следующих личностных, метапредметных и предметных результатов освоения учебного
предмета.

ЛИЧНОСТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Личностные результаты имеют направленность на реше-ние
задач воспитания, развития и социализации обучаю-щихся
средствами предмета.
Патриотическое воспитание:
6 ценностное
отношение
к
отечественному
культурному,
историческому и научному наследию; понимание значения
информатики как науки в жизни современного общества;
владение достоверной информацией о передовых мировых и
отечественных достижениях в области информатики и
информационных технологий; заинтересованность в науч-ных
знаниях о цифровой трансформации современного об-щества.
Духовно-нравственное воспитание:
на моральные ценности и нормы в ситуациях
нравственного выбора; готовность оценивать своё поведе-ние и
поступки, а также поведение и поступки других людей с позиции
нравственных и правовых норм с учётом осознания последствий
поступков; активное неприятие асоциальных поступков, в том
числе в сети Интернет.
Гражданское воспитание:
6 представление о социальных нормах и правилах межличностных отношений в коллективе, в том числе в социаль-ных
сообществах; соблюдение правил безопасности, в том числе
навыков безопасного поведения в интернет-среде; готовность к
разнообразной совместной деятельности при выполнении
учебных, познавательных задач, создании учебных проектов;
стремление к взаимопониманию и вза-имопомощи в процессе
этой учебной деятельности; готов-ность оценивать своё
поведение и поступки своих товари-щей с позиции нравственных
и правовых норм с учётом осознания последствий поступков.
6 ориентация

6

6

6

6

6

6

6

6

Ценности научного познания:
сформированность мировоззренческих представлений об
информации, информационных процессах и информацион-ных
технологиях, соответствующих современному уровню развития
науки и общественной практики и составляю-щих базовую
основу для понимания сущности научной картины мира;
интерес к обучению и познанию; любознательность; готов-ность
и способность к самообразованию, осознанному вы-бору
направленности и уровня обучения в дальнейшем;
овладение основными навыками исследовательской деятельности, установка на осмысление опыта, наблюдений,
поступков и стремление совершенствовать пути достиже-ния
индивидуального и коллективного благополучия;
сформированность информационной культуры, в том чис-ле
навыков самостоятельной работы с учебными текстами,
справочной литературой, разнообразными средствами информационных технологий, а также умения самостоятель-но
определять цели своего обучения, ставить и формули-ровать
для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности,
развивать мотивы и интересы своей позна-вательной
деятельности;
Формирование культуры здоровья:
осознание ценности жизни; ответственное отношение к своему
здоровью; установка на здоровый образ жизни, в том числе и за
счёт освоения и соблюдения требований безопасной
эксплуатации средств информационных и ком-муникационных
технологий (ИКТ).
Трудовое воспитание:
интерес к практическому изучению профессий и труда в сферах
профессиональной деятельности, связанных с ин-форматикой,
программированием
и
информационными
технологиями,
основанными на достижениях науки ин-форматики и научнотехнического прогресса;
осознанный выбор и построение индивидуальной траекто-рии
образования и жизненных планов с учётом личных и
общественных интересов и потребностей.
Экологическое воспитание:
осознание глобального характера экологических проблем и
путей их решения, в том числе с учётом возможностей ИКТ.

Адаптация обучающегося к изменяющимся услови-ям
социальной среды:
6 освоение обучающимися социального опыта, основных социальных ролей, соответствующих ведущей деятельности
возраста, норм и правил общественного поведения, форм
социальной жизни в группах и сообществах, в том числе
существующих в виртуальном пространстве.

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

Метапредметные
результаты
освоения
образовательной
программы по информатике отражают овладение универсальными учебными действиями — познавательными, коммуникативными, регулятивными.
Универсальные познавательные действия
Базовые логические действия:
6 умение

определять понятия, создавать обобщения, устанавливать
аналогии,
классифицировать,
самостоятельно
выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логиче-ские
рассуждения,
делать
умозаключения
(индуктивные,
дедуктивные и по аналогии) и выводы;
6 умение создавать, применять и преобразовывать знаки и
символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
6 самостоятельно выбирать способ решения учебной задачи
(сравнивать несколько вариантов решения, выбирать наи-более
подходящий с учётом самостоятельно выделенных критериев).
Базовые исследовательские действия:
вопросы, фиксирующие разрыв между реальным и желательным состоянием ситуации, объекта, и
самостоятельно устанавливать искомое и данное;
6 оценивать на применимость и достоверность информацию,
полученную в ходе исследования;
6 прогнозировать возможное дальнейшее развитие процес-сов,
событий и их последствия в аналогичных или сход-ных
ситуациях, а также выдвигать предположения об их развитии в
новых условиях и контекстах.
Работа с информацией:
6 выявлять дефицит информации, данных, необходимых для
решения поставленной задачи;
6 формулировать

6 применять

различные методы, инструменты и запросы при
поиске и отборе информации или данных из источни-ков с
учётом предложенной учебной задачи и заданных критериев;

6 выбирать,

анализировать, систематизировать и интерпретировать информацию различных видов и форм представления;
6 самостоятельно выбирать оптимальную форму представле-ния
информации и иллюстрировать решаемые задачи не-сложными
схемами, диаграммами, иной графикой и их комбинациями;
6 оценивать
6

надёжность информации по критериям, предложенным учителем или сформулированным самостоятельно;
эффективно запоминать и систематизировать информацию.

Универсальные коммуникативные действия
Общение:
6 сопоставлять

свои суждения с суждениями других участ-ников
диалога, обнаруживать различие и сходство пози-ций;

6 публично

представлять результаты выполненного опыта
(эксперимента, исследования, проекта);
6 самостоятельно выбирать формат выступления с учётом задач
презентации и особенностей аудитории и в соответ-ствии с ним
составлять устные и письменные тексты с ис-пользованием
иллюстративных материалов.
Совместная деятельность (сотрудничество):
6 понимать и использовать преимущества командной и индивидуальной работы при решении конкретной проблемы, в том
числе при создании информационного продукта;
6 принимать цель совместной информационной деятельности по
сбору, обработке, передаче, формализации информа-ции;
коллективно строить действия по её достижению: распределять
роли, договариваться, обсуждать процесс и результат
совместной работы;
6 выполнять свою часть работы с информацией или информационным продуктом, достигая качественного результата по
своему направлению и координируя свои действия с другими
членами команды;
6 оценивать качество своего вклада в общий информацион-ный
продукт по критериям, самостоятельно сформулиро-ванным
участниками взаимодействия;

6 сравнивать

результаты с исходной задачей и вклад каждо-го
члена команды в достижение результатов, разделять сферу
ответственности и проявлять готовность к предо-ставлению
отчёта перед группой.

Универсальные регулятивные действия
Самоорганизация:
в жизненных и учебных ситуациях проблемы,
требующие решения;
6 ориентироваться в различных подходах к принятию реше-ний
(индивидуальное принятие решений, принятие реше-ний в
группе);
6 самостоятельно составлять алгоритм решения задачи (или его
часть), выбирать способ решения учебной зада-чи с учётом
имеющихся
ресурсов
и
собственных
возмож-ностей,
аргументировать предлагаемые варианты реше-ний;
6 выявлять

6 составлять

план действий (план реализации намеченного
алгоритма решения), корректировать предложенный алго-ритм с
учётом получения новых знаний об изучаемом объ-екте;

6 делать

выбор в условиях противоречивой информации и брать
ответственность за решение.
Самоконтроль (рефлексия):
6 владеть способами самоконтроля, самомотивации и реф-лексии;
6 давать адекватную оценку ситуации и предлагать план её
изменения;
6 учитывать контекст и предвидеть трудности, которые мо-гут
возникнуть при решении учебной задачи, адаптиро-вать
решение к меняющимся обстоятельствам;
6 объяснять причины достижения (недостижения) результа-тов
информационной деятельности, давать оценку приоб-ретённому
опыту, уметь находить позитивное в произо-шедшей ситуации;
6 вносить

коррективы в деятельность на основе новых обстоятельств, изменившихся ситуаций, установленных ошибок,
возникших трудностей;
6 оценивать соответствие результата цели и условиям.
Эмоциональный интеллект:
6 ставить себя на место другого человека, понимать мотивы и
намерения другого.

Принятие себя и других:
невозможность контролировать всё вокруг да-же в
условиях открытого доступа к любым объёмам ин-формации.

6 осознавать

ПРЕДМЕТНЫЕ

РЕЗУЛЬТАТЫ

7 класс
Предметные результаты освоения обязательного предмет-ного
содержания, установленного данной рабочей программой,
отражают сформированность у обучающихся умений:
6 пояснять

на примерах смысл понятий «информация»,
«информационный
процесс»,
«обработка
информации»,
«хранение информации», «передача информации»;
6 кодировать и декодировать сообщения по заданным пра-вилам,
демонстрировать понимание основных принципов кодирования
информации различной природы (текстовой, графической,
аудио);
6 сравнивать
длины сообщений, записанных в различных
алфавитах, оперировать единицами измерения информационного объёма и скорости передачи данных;
6 оценивать и сравнивать размеры текстовых, графических,
звуковых файлов и видеофайлов;
6 приводить
примеры современных устройств хранения и
передачи информации, сравнивать их количественные характеристики;
6 выделять основные этапы в истории и понимать тенден-ции
развития компьютеров и программного обеспечения;
6 получать и использовать информацию о характеристиках
персонального компьютера и его основных элементах (процессор, оперативная память, долговременная память, устройства ввода-вывода);
6 соотносить характеристики компьютера с задачами, решаемыми с его помощью;
6 ориентироваться в иерархической структуре файловой си-стемы
(записывать полное имя файла (каталога), путь к файлу
(каталогу) по имеющемуся описанию файловой структуры
некоторого информационного носителя);
6 работать с файловой системой персонального компьютера
с использованием графического интерфейса, а именно:
создавать, копировать, перемещать, переименовывать, уда-

лять и архивировать файлы и каталоги; использовать антивирусную программу;
6 представлять результаты своей деятельности в виде структурированных иллюстрированных документов, мультиме-дийных
презентаций;
6 искать информацию в сети Интернет (в том числе по клю-чевым
словам, по изображению), критически относиться к найденной
информации, осознавая опасность для лично-сти и общества
распространения вредоносной информа-ции, в том числе
экстремистского и террористического ха-рактера;
понимать структуру адресов веб-ресурсов;
6 использовать современные сервисы интернет-коммуника-ций;

6

6 соблюдать

требования безопасной эксплуатации техниче-ских
средств ИКТ; соблюдать сетевой этикет, базовые нор-мы
информационной этики и права при работе с прило-жениями на
любых устройствах и в сети Интернет, выби-рать безопасные
стратегии поведения в сети;
6 иметь представление о влиянии использования средств ИКТ на
здоровье
пользователя
и
уметь
применять
методы
профилактики.

8 класс
Предметные результаты освоения обязательного предмет-ного
содержания, установленного данной рабочей программой,
отражают сформированность у обучающихся умений:
6 пояснять

на примерах различия между позиционными и
непозиционными системами счисления;
6 записывать и сравнивать целые числа от 0 до 1024 в различных
позиционных системах счисления (с основа-ниями 2, 8, 16);
выполнять арифметические операции над ними;
6 раскрывать

смысл понятий «высказывание», «логическая
операция», «логическое выражение»;
6 записывать
логические
выражения
с
использованием
дизъюнкции, конъюнкции и отрицания, определять ис-тинность
логических выражений, если известны значения истинности
входящих в него переменных, строить табли-цы истинности для
логических выражений;

6 раскрывать

смысл понятий «исполнитель», «алгоритм»,
«программа», понимая разницу между употреблением этих
терминов в обыденной речи и в информатике;
6 описывать алгоритм решения задачи различными способа-ми, в
том числе в виде блок-схемы;
6 составлять, выполнять вручную и на компьютере неслож-ные
алгоритмы с использованием ветвлений и циклов для
управления исполнителями, такими как Робот, Черепаш-ка,
Чертёжник;
6 использовать
константы и переменные различных типов
(числовых, логических, символьных), а также содержа-щие их
выражения; использовать оператор присваива-ния;
6 использовать

при разработке программ логические значе-ния,
операции и выражения с ними;
6 анализировать
предложенные алгоритмы, в том числе
определять, какие результаты возможны при заданном
множестве исходных значений;
6 создавать и отлаживать программы на одном из языков
программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык), реализующие не-сложные алгоритмы
обработки числовых данных с ис-пользованием циклов и
ветвлений, в том числе реализую-щие проверку делимости
одного целого числа на другое, проверку натурального числа на
простоту, выделения цифр из натурального числа.

9 класс
Предметные результаты освоения обязательного предмет-ного
содержания, установленного данной рабочей программой,
отражают сформированность у обучающихся умений:
6 разбивать

задачи на подзадачи; составлять, выполнять вручную
и на компьютере несложные алгоритмы с ис-пользованием
ветвлений, циклов и вспомогательных алго-ритмов для
управления исполнителями, такими как Ро-бот, Черепашка,
Чертёжник;
6 составлять и отлаживать программы, реализующие типо-вые
алгоритмы обработки числовых последовательностей или
одномерных
числовых
массивов
(поиск
максимумов,
минимумов, суммы или количества элементов с заданны-

ми свойствами) на одном из языков программирования (Python,
C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритми-ческий Язык);
6

6

6

6

6

6

6

6

6

раскрывать смысл понятий «модель», «моделирование»,
определять виды моделей; оценивать адекватность модели
моделируемому объекту и целям моделирования;
использовать графы и деревья для моделирования систем
сетевой и иерархической структуры; находить кратчай-ший путь
в графе;
выбирать способ представления данных в соответствии с
поставленной задачей (таблицы, схемы, графики, диаграм-мы) с
использованием
соответствующих
программных
средств
обработки данных;
использовать электронные таблицы для обработки, анали-за и
визуализации числовых данных, в том числе с выде-лением
диапазона таблицы и упорядочиванием (сортиров-кой) его
элементов;
создавать и применять в электронных таблицах формулы для
расчётов с использованием встроенных арифметиче-ских
функций (суммирование и подсчёт значений, отвеча-ющих
заданному
условию,
среднее
арифметическое,
поиск
максимального и минимального значения), абсолютной,
относительной, смешанной адресации;
использовать электронные таблицы для численного моделирования в простых задачах из разных предметных об-ластей;
использовать современные интернет-сервисы (в том числе
коммуникационные сервисы, облачные хранилища дан-ных,
онлайн-программы (текстовые и графические редак-торы, среды
разработки)) в учебной и повседневной дея-тельности;
приводить примеры использования геоинформационных
сервисов, сервисов государственных услуг, образователь-ных
сервисов сети Интернет в учебной и повседневной деятельности;
использовать различные средства защиты от вредоносного
программного обеспечения, защищать персональную информацию от несанкционированного доступа и его послед-ствий
(разглашения, подмены, утраты данных) с учётом основных
технологических
и
социально-психологических аспектов
использования сети Интернет (сетевая аноним-

6

ность, цифровой след, аутентичность субъектов и ресур-сов,
опасность вредоносного кода);
распознавать попытки и предупреждать вовлечение себя
и окружающих в деструктивные и криминальные фор-мы
сетевой активности (в том числе кибербуллинг, фи-шинг).

ТЕМАТИЧЕСКОЕ

ПЛАНИРОВАНИЕ КУРСА ИНФОРМАТИКИ

Всего 102 часа, из них 4 часа — резервное время.

7 класс
1 час в неделю, всего — 34 часа, 2 часа — резервное время.
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных
действий)

Учебное содержание

Раздел 1. Цифровая грамотность (8 часов)
Тема 1. Компьютер —
универсальное устройство
обработки данных (2 часа)

Компьютер — универсальное вычислительное устройство, работающее по
программе. Типы компьютеров: персональные компьютеры, встроенные
компьютеры, суперкомпьютеры.
Мобильные устройства.
Основные компоненты компьютера и
их назначение. Процессор. Оперативная и долговременная память.
Устройства ввода и вывода. Сенсорный ввод, датчики мобильных
устройств, средства биометрической
аутентификации.

6
6

6

6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать устройства
компьютера с точки зрения
организации процедур ввода,
хранения, обработки, вывода
и передачи информации.
Анализировать информацию
(сигналы о готовности и неполадке) при включении компьютера.
Получать информацию о характеристиках компьютера

История развития компьютеров и
программного обеспечения. Поколения компьютеров. Современные тенденции развития компьютеров.
Суперкомпьютеры.
Параллельные вычисления.
Персональный компьютер. Процессор
и его характеристики (тактовая частота, разрядность). Оперативная память. Долговременная память.
Устройства ввода и вывода. Объём
хранимых данных (оперативная память компьютера, жёсткий и твердотельный диск, постоянная память
смартфона) и скорость доступа для
различных видов носителей.
Техника безопасности и правила работы на компьютере.
Практические работы
1. Включение компьютера и получение информации о его характеристиках
Тема 2. Программы и данные (4 часа)

Программное обеспечение компьютера. Прикладное программное обеспечение. Системное программное обеспечение. Системы программирования. Правовая охрана программ и
данных. Бесплатные и условно-

6
6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Определять программные средства, необходимые для осуществления информационных
процессов при решении задач.

Продолжение таблицы
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных
действий)

Учебное содержание

бесплатные программы. Свободное
программное обеспечение.
Файлы и папки (каталоги). Принципы построения файловых систем.
Полное имя файла (папки). Путь
к файлу (папке). Работа с файлами
и каталогами средствами операционной системы: создание, копирование,
перемещение, переименование и удаление файлов и папок (каталогов).
Типы файлов. Свойства файлов. Характерные размеры файлов различных типов (страница текста, электронная книга, фотография, запись
песни, видеоклип, полнометражный
фильм). Архивация данных.
Использование программ-архиваторов. Файловый менеджер. Поиск
файлов средствами операционной системы.
Компьютерные вирусы и другие вредоносные программы. Программы
для защиты от вирусов.

6
6

6
6

6
6

6

Определять основные характеристики операционной системы.
Оперировать компьютерными
информационными объектами
в наглядно-графическом интерфейсе.
Выполнять основные операции
с файлами и папками.
Оценивать размеры файлов,
подготовленных с использованием различных устройств ввода информации (клавиатуры,
сканера, микрофона, фотокамеры, видеокамеры).
Использовать программы-архиваторы.
Осуществлять защиту информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных
программ.
Планировать и создавать личное информационное пространство

Практические работы
1. Выполнение основных операций
с файлами и папками.
2. Сравнение размеров текстовых,
графических, звуковых и видеофайлов.
3. Изучение элементов интерфейса
используемой операционной системы.
4. Использование программы-архиватора.
5. Защита информации от компьютерных вирусов с помощью антивирусных программ
Тема 3. Компьютерные
сети (2 часа)

Объединение компьютеров в сеть.
Сеть Интернет. Веб-страница, вебсайт. Структура адресов веб-ресурсов.
Браузер. Поисковые системы. Поиск
информации по ключевым словам
и по изображению. Достоверность
информации, полученной из Интернета.
Современные сервисы интернет-коммуникаций.
Сетевой этикет, базовые нормы информационной этики и права при работе в сети Интернет. Стратегии безопасного поведения в Интернете.

6
6

6

6

6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Осуществлять поиск информации по ключевым словам и по
изображению.
Проверять достоверность информации, найденной в сети
Интернет.
Восстанавливать адрес вебресурса из имеющихся фрагментов.
Осуществлять взаимодействие
посредством электронной почты, видео-конференц-связи

Продолжение таблицы
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных
действий)

Учебное содержание

Практические работы
1. Поиск информации по ключевым
словам и по изображению.
2. Использование сервисов интернеткоммуникаций
Раздел 2. Теоретические основы информатики (11 часов)
Тема 4. Информация и
информационные процессы (2 часа)

Информация — одно из основных понятий современной науки.
Информация как сведения, предназначенные для восприятия человеком, и информация как данные, которые могут быть обработаны автоматизированной системой.
Дискретность данных. Возможность
описания непрерывных объектов и
процессов с помощью дискретных
данных.
Информационные процессы — процессы, связанные с хранением, преобразованием и передачей данных

6
6

6

6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Оценивать информацию с позиции её свойств (актуальность, достоверность, полнота
и др.).
Выделять информационную
составляющую процессов в
биологических, технических и
социальных системах.
Оценивать числовые параметры информационных процессов (объём памяти, необходимой для хранения информации; скорость передачи

информации, пропускную способность выбранного канала
и др.)
Тема 5. Представление
информации (9 часов)

Символ. Алфавит. Мощность алфавита. Разнообразие языков и алфавитов. Естественные и формальные языки. Алфавит текстов на русском языке. Двоичный алфавит. Количество
всевозможных слов (кодовых комбинаций) фиксированной длины в двоичном алфавите. Преобразование любого алфавита к двоичному.
Количество различных слов фиксированной длины в алфавите определённой мощности.
Кодирование символов одного алфавита с помощью кодовых слов в другом алфавите; кодовая таблица, декодирование.
Двоичный код. Представление данных в компьютере как текстов в двоичном алфавите.
Информационный объём данных.
Бит — минимальная единица количества информации — двоичный разряд. Единицы измерения информационного объёма данных. Бит, байт,
килобайт, мегабайт, гигабайт.

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
6 Приводить примеры кодирования с использованием различных алфавитов, встречающихся в жизни.
6 Кодировать и декодировать сообщения по известным правилам кодирования.
6 Определять количество различных символов, которые
могут быть закодированы с
помощью двоичного кода фиксированной длины (разрядности).
6 Определять разрядность двоичного кода, необходимого
для кодирования всех символов алфавита заданной мощности.
6 Подсчитывать количество текстов данной длины в данном
алфавите.
6 Оперировать единицами измерения количества информации
6

Продолжение таблицы
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных
действий)

Учебное содержание

Скорость передачи данных. Единицы
скорости передачи данных.
Кодирование текстов. Равномерный
код. Неравномерный код. Кодировка
ASCII. Восьмибитные кодировки. Понятие о кодировках UNICODE. Декодирование сообщений с использованием равномерного и неравномерного
кода. Информационный объём текста.
Искажение информации при передаче.
Общее представление о цифровом
представлении аудиовизуальных
и других непрерывных данных.
Кодирование цвета. Цветовые модели. Модель RGB. Глубина кодирования. Палитра.
Растровое и векторное представление
изображений. Пиксель. Оценка информационного объёма графических
данных для растрового изображения.
Кодирование звука. Разрядность
и частота записи. Количество каналов записи.

6

6

6

6

(бит, байт, килобайт, мегабайт, гигабайт).
Кодировать и декодировать
текстовую информацию с использованием кодовых таблиц.
Вычислять информационный
объём текста в заданной кодировке.
Оценивать информационный
объём графических данных
для растрового изображения.
Определять объём памяти, необходимый для представления
и хранения звукового файла

Оценка количественных параметров,
связанных с представлением и хранением звуковых файлов.
Практические работы
1. Определение кода символа в разных кодировках в текстовом процессоре.
2. Определение кода цвета в палитре
RGB в графическом редакторе.
3. Сохранение растрового графическо-го
изображения в разных форма-тах.
4. Запись звуковых файлов с различ-ным
качеством звучания (глубиной
кодирования и частотой дискретизации)
Раздел 3. Информационные технологии (13 часов)
Тема 6. Текстовые документы (6 часов)

Текстовые документы и их структурные элементы (страница, абзац, строка, слово, символ).
Текстовый процессор — инструмент
создания, редактирования и форматирования текстов. Правила набора
текста. Редактирование текста. Свойства символов. Шрифт. Типы шрифтов (рубленые, с засечками, моноширинные). Полужирное и курсивное
начертание. Свойства абзацев:

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
6 Анализировать пользовательский интерфейс применяемого
программного средства.
6 Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.
6 Выявлять общее и различия
в разных программных про6

Продолжение таблицы
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных
действий)

Учебное содержание

границы, абзацный отступ, интервал,
выравнивание. Параметры страницы.
Стилевое форматирование.
Структурирование информации с помощью списков и таблиц. Многоуровневые списки. Добавление таблиц
в текстовые документы.
Вставка изображений в текстовые документы. Обтекание изображений
текстом. Включение в текстовый документ диаграмм, формул, нумерации страниц, колонтитулов, ссылок
и др.
Проверка правописания. Расстановка
переносов. Голосовой ввод текста. Оптическое распознавание текста. Компьютерный перевод. Использование
сервисов сети Интернет для обработки текста.
Практические работы
1. Создание небольших текстовых документов посредством квалифицированного клавиатурного письма

6

6

6

6

дуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Создавать небольшие текстовые документы посредством
квалифицированного клавиатурного письма с использованием базовых средств текстовых редакторов.
Форматировать текстовые документы (устанавливать параметры страницы документа;
форматировать символы и абзацы; вставлять колонтитулы
и номера страниц).
Вставлять в документ формулы, таблицы, изображения,
оформлять списки.
Использовать ссылки и цитирование источников при создании на их основе собственных
информационных объектов

с использованием базовых средств
текстовых редакторов.
2. Форматирование текстовых документов (установка параметров страницы документа; форматирование
символов и абзацев; вставка колонтитулов и номеров страниц).
3. Вставка в документ формул, таблиц, изображений, оформление
списков.
4. Создание небольших текстовых документов с цитатами и ссылками
на цитируемые источники.
Тема 7. Компьютерная
графика (4 часа)

Знакомство с графическими редакторами. Растровые рисунки. Использование графических примитивов.
Операции редактирования графических объектов, в том числе цифровых фотографий: изменение размера, обрезка, поворот, отражение,
работа с областями (выделение,
копирование, заливка цветом),
коррекция цвета, яркости и контрастности.
Векторная графика. Создание векторных рисунков встроенными средствами текстового процессора или
других программ (приложений).

6
6

6

6

6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать пользовательский интерфейс применяемого
программного средства.
Определять условия и возможности применения программного средства для решения
типовых задач.
Выявлять общее и различия
в разных программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса задач.
Создавать и редактировать
изображения с помощью ин-

Окончание таблицы
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Основные виды деятельности

Добавление векторных рисунков
в документы.
Практические работы
1. Создание и/или редактирование
изображения, в том числе цифровых фотографий, с помощью инструментов растрового графического редактора.
2. Создание и редактирование изображения с помощью инструментов
векторного графического редактора
Тема 8. Мультимедийные
презентации (3 часа)

учащихся при изучении темы
(на уровне учебных
действий)

Учебное содержание

Подготовка мультимедийных презентаций. Слайд. Добавление на слайд
текста и изображений. Работа с несколькими слайдами.
Добавление на слайд аудиовизуальных данных. Анимация. Гиперссылки.
Практические работы
1. Создание презентации с гиперссылками на основе готовых
шаблонов

6

6
6

6

6

струментов растрового графического редактора.
Создавать и редактировать
изображения с помощью инструментов векторного графического редактора

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать пользовательский интерфейс применяемого
программного средства.
Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.
Выявлять общее и различия
в разных программных продук-

6

Резервное время (2 часа)

тах, предназначенных для решения одного класса задач.
Создавать презентации, используя готовые шаблоны

8 класс
1 час в неделю, всего — 34 часа, 1 час — резервное время.
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Учебное содержание

Раздел 1. Теоретические основы информатики (12 часов)
Тема 1. Системы счисления (6 часов)

Непозиционные и позиционные системы счисления. Алфавит. Основание.
Развёрнутая форма записи числа. Перевод в десятичную систему чисел,
записанных в других системах счисления.
Римская система счисления.
Двоичная система счисления. Перевод целых чисел в пределах от 0 до
1024 в двоичную систему счисления.
Восьмеричная система счисления. Перевод чисел из восьмеричной системы
в двоичную и десятичную системы
и обратно. Шестнадцатеричная система счисления. Перевод чисел из
шестнадцатеричной системы в двоичную, восьмеричную и десятичную системы и обратно.
Арифметические операции в двоичной системе счисления

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
6 Выявлять различие в позиционных и непозиционных системах счисления.
6 Выявлять общее и различия в
разных позиционных системах
счисления.
6 Записывать небольшие (от 0
до 1024) целые числа в различных позиционных системах
счисления (двоичной, восьмеричной, шестнадцатеричной).
6 Сравнивать целые числа, записанные в двоичной, восьмеричной и шестнадцатеричной
системах счисления.
6 Выполнять операции сложения и умножения над небольшими двоичными числами
6

Тема 2. Элементы математической логики (6 часов)

Логические высказывания. Логические значения высказываний. Элементарные и составные высказывания. Логические операции: «и»
(конъюнкция, логическое умножение),
«или» (дизъюнкция, логическое сложение), «не» (логическое отрицание).
Приоритет логических операций.
Определение истинности составного
высказывания, если известны значения истинности входящих в него элементарных высказываний. Логические выражения. Правила записи логических выражений. Построение
таблиц истинности логических выражений.
Логические элементы. Знакомство
с логическими основами компьютера

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
6 Анализировать логическую
структуру высказываний.
6 Строить таблицы истинности
для логических выражений.
6 Вычислять истинностное значение логического выражения
6

Раздел 2. Алгоритмы и программирование (21 час)
Тема 3. Исполнители
и алгоритмы. Алгоритмические конструкции
(10 часов)

Понятие алгоритма. Исполнители алгоритмов. Алгоритм как план управления исполнителем.
Свойства алгоритма. Способы записи
алгоритма (словесный, в виде блоксхемы, программа).
Алгоритмические конструкции. Конструкция «следование». Линейный
алгоритм. Ограниченность линейных

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
6 Анализировать предлагаемые
последовательности команд на
предмет наличия у них таких
свойств алгоритма, как дискретность, детерминированность, понятность, результативность, массовость.
6

Продолжение таблицы
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Учебное содержание

алгоритмов: невозможность предусмотреть зависимость последовательности
выполняемых действий от исходных
данных.
Конструкция «ветвление»: полная и неполная формы. Выполнение
и невыполнение условия (истинность и ложность высказывания).
Простые и составные условия.
Конструкция «повторения»: циклы
с заданным числом повторений, с условием выполнения, с переменной цикла.
Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего к требуемому результату при конкретных исходных данных. Разработка несложных алгоритмов с использованием
циклов и ветвлений для управления
формальными исполнителями, такими
как Робот, Черепашка, Чертёжник.
Выполнение алгоритмов вручную и на
компьютере. Синтаксические и логические ошибки. Отказы.

Определять по блок-схеме, для
решения какой задачи предназначен данный алгоритм.
6 Анализировать изменение значений величин при пошаговом
выполнении алгоритма.
6 Определять по выбранному
методу решения задачи, какие
алгоритмические конструкции
могут войти в алгоритм.
6 Сравнивать различные алгоритмы решения одной задачи.
6 Создавать, выполнять вручную
и на компьютере несложные
алгоритмы с использованием
циклов и ветвлений для
управления исполнителями,
такими как Робот, Черепашка,
Чертёжник.
6 Исполнять готовые алгоритмы
при конкретных исходных
данных.
6

Тема 4. Язык программирования (9 часов)

Практические работы:
1. Создание и выполнение на компьютере несложных алгоритмов
с использованием циклов и ветвлений для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка,
Чертёжник.
2. Преобразование алгоритма из одной формы записи в другую.
3. Разработка для формального исполнителя алгоритма, приводящего
к требуемому результату при конкретных исходных данных.
4. «Ручное» исполнение готовых алгоритмов при конкретных исходных данных

6

Строить для исполнителя
арифметических действий цепочки команд, дающих требуемый результат при конкретных исходных данных

Язык программирования (Python,
C++, Паскаль, Java, C#, Школьный
Алгоритмический Язык).
Система программирования: редактор
текста программ, транслятор, отладчик.
Переменная: тип, имя, значение.
Целые, вещественные и символьные
переменные.
Оператор присваивания. Арифметические выражения и порядок их вычисления. Операции с целыми числами:
целочисленное деление, остаток от
деления.

6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Определять по программе, для
решения какой задачи она
предназначена.
Строить арифметические, строковые, логические выражения
и вычислять их значения
Программировать линейные
алгоритмы, предполагающие
вычисление арифметических,
строковых и логических выражений.

6

6

6

Окончание таблицы
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Учебное содержание

Ветвления. Составные условия
(запись логических выражений на
изучаемом языке программирования).
Нахождение минимума и максимума
из двух, трёх и четырёх чисел. Решение квадратного уравнения, имеющего вещественные корни.
Диалоговая отладка программ: пошаговое выполнение, просмотр значений
величин, отладочный вывод, выбор
точки останова.
Цикл с условием. Алгоритм Евклида
для нахождения наибольшего общего
делителя двух натуральных чисел.
Разбиение записи натурального числа
в позиционной системе с основанием,
меньшим или равным 10, на отдельные цифры.
Цикл с переменной. Алгоритмы проверки делимости одного целого числа
на другое, проверки натурального
числа на простоту.

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)
Разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) ветвления, в том числе
с использованием логических
операций.
6 Разрабатывать программы, содержащие оператор (операторы) цикла
6

Обработка символьных данных. Символьные (строковые) переменные. Посимвольная обработка строк. Подсчёт
частоты появления символа в строке.
Встроенные функции для обработки
строк.
Практические работы
1. Программирование линейных алгоритмов, предполагающих вычисление арифметических и логических
выражений на изучаемом языке
программирования (одном из перечня: Python, C++, Паскаль,
Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык).
2. Разработка программ, содержащих
оператор (операторы) ветвления,
на изучаемом языке программирования из приведённого выше перечня.
3. Разработка программ, содержащих
оператор (операторы) цикла, на
изучаемом языке программирования из приведённого выше перечня
Тема 5. Анализ алгоритмов (2 часа)

Резервное время (1 час)

Определение возможных результатов
работы алгоритма при данном множестве входных данных; определение
возможных входных данных, приводящих к данному результату

6
6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать готовые алгоритмы и программы

9 класс
1 час в неделю, всего — 34 часа, 1 час — резервное время.
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Учебное содержание

Раздел 1. Цифровая грамотность (6 часов)
Тема 1. Глобальная сеть
Интернет и стратегии
безопасного поведения в
ней (3 часа)

Глобальная сеть Интернет. IP-адреса
узлов. Сетевое хранение данных. Методы индивидуального и коллективного размещения новой информации в
сети Интернет. Большие данные
(интернет-данные, в частности, данные социальных сетей).
Понятие об информационной безопасности. Угрозы информационной безопасности при работе в глобальной сети
и методы противодействия им. Правила безопасной аутентификации. Защита личной информации в сети Интернет. Безопасные стратегии поведения
в сети Интернет. Предупреждение
вовлечения в деструктивные и криминальные формы сетевой активности
(кибербуллинг, фишинг и др.).

6
6

6

6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать доменные имена компьютеров и адреса документов в Интернете.
Определять минимальное время, необходимое для передачи
известного объёма данных по
каналу связи с известными
характеристиками.
Распознавать потенциальные
угрозы и вредные воздействия,
связанные с информационными и коммуникационными
технологиями, оценивать предлагаемые пути их устранения.

Тема 2. Работа в информационном пространстве
(3 часа)

Практические работы
1. Создание комплексных информационных объектов в виде вебстраниц, включающих графические
объекты, с использованием конструкторов (шаблонов).
2. Знакомство с механизмами обеспечения приватности и безопасной
работы с ресурсами сети Интернет,
методами аутентификации, в том
числе применяемыми в сервисах
госуслуг

6

Создавать комплексные информационные объекты в виде
веб-страниц, включающих графические объекты, с использованием конструкторов (шаблонов)

Виды деятельности в сети Интернет.
Интернет-сервисы: коммуникационные сервисы (почтовая служба,
видео-конференц-связь и т. п.); справочные службы (карты, расписания
и т. п.), поисковые службы, службы
обновления программного обеспечения и др. Сервисы государственных
услуг. Облачные хранилища данных.
Средства совместной разработки документов (онлайн-офисы). Программное
обеспечение как веб-сервис: онлайновые текстовые и графические редакторы, среды разработки программ.
Практические работы
1. Поиск информации в сети Интернет по запросам с использованием
логических операций.

6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Приводить примеры ситуаций,
в которых требуется использовать коммуникационные сервисы, справочные и поисковые
службы и др.
Определять количество страниц, найденных поисковым
сервером по запросам с использованием логических операций.
Приводить примеры услуг, доступных на сервисах государственных услуг.
Приводить примеры онлайновых текстовых и графических
редакторов, сред разработки
программ

6

6

6

6

Продолжение таблицы
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Учебное содержание

2. Использование онлайн-офиса для
разработки документов
Раздел 2. Теоретические основы информатики (8 часов)
Тема 3. Моделирование
как метод познания
(8 часов)

Модель. Задачи, решаемые с помощью моделирования. Классификации
моделей. Материальные (натурные)
и информационные модели. Непрерывные и дискретные модели. Имитационные модели. Игровые модели.
Оценка адекватности модели моделируемому объекту и целям моделирования.
Табличные модели. Таблица как представление отношения.
Базы данных. Отбор в таблице строк,
удовлетворяющих заданному условию.
Граф. Вершина, ребро, путь. Ориентированные и неориентированные
графы. Длина (вес) ребра. Весовая
матрица графа. Длина пути между
вершинами графа. Поиск оптимального пути в графе. Начальная вершина

6
6

6

6

6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Определять вид информационной модели в зависимости от
стоящей задачи.
Анализировать информационные модели (таблицы, графики, диаграммы, схемы и др.).
Осуществлять системный анализ объекта, выделять среди
его свойств те свойства, которые существенны с точки зрения целей моделирования.
Оценивать адекватность модели моделируемому объекту
и целям моделирования.

(источник) и конечная вершина (сток)
в ориентированном графе. Вычисление количества путей в направленном
ациклическом графе.
Дерево. Корень, вершина (узел), лист,
ребро (дуга) дерева. Высота дерева.
Поддерево. Примеры использования
деревьев. Перебор вариантов с помощью дерева.
Понятие математической модели. Задачи, решаемые с помощью математического (компьютерного) моделирования.
Отличие математической модели от натурной модели и от словесного (литературного) описания объекта.
Этапы компьютерного моделирования:
постановка задачи, построение математической модели, программная реализация, тестирование, проведение
компьютерного эксперимента, анализ его
результатов, уточнение модели.
Практические работы
1. Создание однотабличной базы данных. Поиск данных в готовой базе.
2. Работа с готовыми компьютерными
моделями из различных предмет-ных
областей.
3. Программная реализация простей-ших
математических моделей

Строить и интерпретировать
различные информационные
модели (таблицы, диаграммы,
графы, схемы, блок-схемы алгоритмов).
6 Исследовать с помощью информационных моделей объек-ты
в соответствии с поставлен-ной
задачей.
6 Работать с готовыми компьютерными моделями из различных предметных областей
6

Продолжение таблицы
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Учебное содержание

Раздел 3. Алгоритмы и программирование (8 часов)
Тема 4. Разработка алгоритмов и программ
(6 часов)

Разбиение задачи на подзадачи. Составление алгоритмов и программ
с использованием ветвлений, циклов
и вспомогательных алгоритмов для
управления исполнителем Робот или
другими исполнителями, такими как
Черепашка, Чертёжник и др.
Табличные величины (массивы). Одномерные массивы. Составление и отладка программ, реализующих типовые алгоритмы обработки одномерных
числовых массивов, на одном из языков программирования (Python, C++,
Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык): заполнение числового массива случайными числами,
в соответствии с формулой или путём
ввода чисел; нахождение суммы элементов массива; линейный поиск заданного значения в массиве; подсчёт
элементов массива, удовлетворяющих

6
6

6
6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Разрабатывать программы для
обработки одномерного
массива целых чисел.
Осуществлять разбиение
исходной задачи на подзадачи.
Разрабатывать программы,
содержащие подпрограмму(ы)

заданному условию; нахождение минимального (максимального) элемента
массива. Сортировка массива.
Обработка потока данных: вычисление количества, суммы, среднего
арифметического, минимального и
максимального значения элементов
последовательности, удовлетворяющих заданному условию.
Практические работы
1. Составление программ с использованием вспомогательных алгоритмов для управления исполнителями, такими как Робот, Черепашка,
Чертёжник.
2. Составление и отладка программ,
реализующих типовые алгоритмы
обработки одномерных числовых
массивов, на одном из языков программирования (Python, C++, Паскаль, Java, C#, Школьный Алгоритмический Язык)
Тема 5. Управление
(2 часа)

Управление. Сигнал. Обратная связь.
Получение сигналов от цифровых
датчиков (касания, расстояния, света,
звука и др.). Примеры использования
принципа обратной связи в системах
управления техническими устройствами с помощью датчиков, в том числе
в робототехнике.

6
6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать отношения
в живой природе, технических
и социальных (школа, семья
и др.) системах с позиций
управления

Продолжение таблицы
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Учебное содержание

Примеры роботизированных систем
(система управления движением в
транспортной системе, сварочная линия автозавода, автоматизированное
управление отопления дома, автономная система управления транспортным средством и т. п.).
Практические работы
1. Знакомство с учебной средой разработки программ управления движущимися роботами
Раздел 4. Информационные технологии (11 часов)
Тема 6. Электронные
таблицы (10 часов)

Понятие об электронных таблицах.
Типы данных в ячейках электронной
таблицы. Редактирование и форматирование таблиц. Встроенные функции
для поиска максимума, минимума,
суммы и среднего арифметического.
Сортировка данных в выделенном диапазоне. Построение диаграмм (гистограмма, круговая диаграмма, точеч-

6
6

6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
Анализировать пользовательский интерфейс применяемого
программного средства.
Определять условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач.

ная диаграмма). Выбор типа диаграммы.
Преобразование формул при копировании. Относительная, абсолютная
и смешанная адресация.
Условные вычисления в электронных
таблицах. Суммирование и подсчёт
значений, отвечающих заданному условию. Обработка больших наборов
данных. Численное моделирование
в электронных таблицах.
Практические работы
1. Ввод данных и формул, оформление таблицы.
2. Сортировка и фильтрация данных
в электронных таблицах.
3. Построение диаграмм и графиков
в электронных таблицах.
4. Выполнение расчётов по вводимым
пользователем формулам с использованием встроенных функций.
5. Обработка больших наборов данных.
6. Численное моделирование в электронных таблицах
Тема 7. Информационные
технологии в современном
обществе (1 час)

Роль информационных технологий
в развитии экономики мира, страны,
региона. Открытые образовательные
ресурсы.

Выявлять общее и различия
в разных программных продуктах, предназначенных для
решения одного класса (разных классов) задач.
6 Редактировать и форматировать электронные таблицы.
6 Анализировать и визуализировать данные в электронных
таблицах.
6 Выполнять в электронных таблицах расчёты по вводимым
пользователем формулам с использованием встроенных
функций.
6 Осуществлять численное
моделирование в простых
задачах из различных
предметных областей
6

Раскрывать смысл изучаемых
понятий.
6 Обсуждать роль информационных технологий в современном мире.
6

Окончание таблицы
Примерные темы,
раскрывающие данный
раздел программы,
и количество часов,
отводимое на их изучение

Профессии, связанные с информатикой и информационными технологиями: веб-дизайнер, программист, разработчик мобильных приложений, тестировщик, архитектор программного
обеспечения, специалист по анализу
данных, системный администратор.
Практические работы
1. Создание презентации о профессиях, связанных с ИКТ
Резервное время (1 час)

Основные виды деятельности
учащихся при изучении темы
(на уровне учебных действий)

Учебное содержание

6

6

Обсуждать значение открытых
образовательных ресурсов и
возможности их использования.
Анализировать цифровые
навыки, которыми должен
обладать выпускник школы


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».