Приложение № 1 к ООП НОО Рабочая программа по учебному предмету «Окружающий мир» Уровень: начальное общее образование Классы: 1-4 Сторожевая, 2023 Федеральная рабочая программа учебного предмета «Окружа-ющий мир» (предметная область «Обществознание и естествозна-ние» («Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание обучения, планируемые результаты освоения про-граммы учебного предмета, тематическое планирование.. Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изу-чения предмета, характеристику психологических предпосы-лок к его изучению обучающимися; место в структуре учебно-го плана, а также подходы к отбору содержания, планируемым результатам и тематическому планированию.. Содержание обучения раскрывает содержательные линии для обязательного изучения в каждом классе на начальном уровне начального общего образования.. Содержание обучения в каждом классе завершается перечнем универсальных учеб-ных действий — познавательных, коммуникативных и регуля-тивных, которые возможно формировать средствами учебного предмета «Окружающий мир» с учётом возрастных особенно-стей обучающихся.. В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень формирования универсальных учебных действий, так как их становление на уровне началь-ного общего образования только начинается.. С учётом того, что выполнение правил совместной деятельности строится на интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникатив-ных (способность вербальными средствами устанавливать вза-имоотношения) универсальных учебных действий, их перечень дан в разделе «Совместная деятельность».. Планируемые результаты включают личностные, метапред-метные результаты за период обучения, а также предметные достижения обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего образования.. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА Федеральная рабочая программа учебного предмета «Окру-жающий мир» на уровне начального общего образования составлена на основе требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС НОО и федеральной программы воспитания.. Изучение учебного предмета «Окружающий мир», интегри-рующего знания о природе, предметном мире, обществе и вза-имодействии людей в нём, соответствует потребностям и инте- ресам обучающихся на уровне начального общего образования и направлено на достижение следующих целей: формирование целостного взгляда на мир, осознание места в нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир (природную и социальную среду обитания); освоение есте-ственнонаучных, обществоведческих, нравственно-этических понятий, представленных в содержании данного учебного предмета; формирование ценности здоровья человека, его сохранения и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие умений и навыков применять полученные знания в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опы-ты, трудовая деятельность), так и с творческим использовани-ем приобретённых знаний в речевой, изобразительной, худо-жественной деятельности; духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина России, понимание своей принадлежности к Рос-сийскому государству, определённому этносу; проявление уважения к истории, культуре, традициям наро-дов Российской Федерации; освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию общечеловеческих ценностей, законов и правил по-строения взаимоотношений в социуме; обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способ-ности ребёнка к социализации на основе принятия гуманисти-ческих норм жизни, приобретение опыта эмоционально поло-жительного отношения к природе в соответствии с экологиче-скими нормами поведения; становление навыков повседневного проявления культуры общения, гуманного отношения к людям, уважительного отно-шения к их взглядам, мнению и индивидуальности.. Центральной идеей конструирования содержания и плани-руемых результатов обучения является раскрытие роли чело-века в природе и обществе, ознакомление с правилами поведе-ния в среде обитания и освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди», «Человек и познание».. Важнейшей составляющей всех указанных систем является содержание, усвоение которого гарантирует формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты своих поступков и оценки возникшей ситуации.. Отбор содер- жания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе сле-дующих ведущих идей: раскрытие роли человека в природе и обществе; освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в си-стемах: «Человек и природа», «Человек и общество», «Чело-век и другие люди», «Человек и его самость», «Человек и по-знание».. Общее количество часов, отведённых на изучение курса «Окружающий мир», — 270 часов (два часа в неделю в каж\ дом классе): 1 класс — 66 часов, 2 класс — 68 часов, 3 класс — 68 часов, 4 класс — 68 часов.. СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ 1 КЛАСС Человек и общество Школа.. Школьные традиции и праздники.. Адрес школы.. Классный, школьный коллектив.. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, согласия, взаимной помощи.. Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых.. Рабочее место школьника: удобное размещение учеб-ных материалов и учебного оборудования; поза; освещение ра-бочего места.. Правила безопасной работы на учебном месте.. Режим труда и отдыха.. Семья.. Моя семья в прошлом и настоящем.. Имена и фами-лии членов семьи, их профессии.. Взаимоотношения и взаимо-помощь в семье.. Совместный труд и отдых.. Домашний адрес.. Россия — наша Родина.. Москва — столица России.. Симво-лы России (герб, флаг, гимн).. Народы России.. Первоначаль-ные сведения о родном крае.. Название своего населённого пункта (города, села), региона.. Культурные объекты родного края.. Ценность и красота рукотворного мира.. Правила поведения в социуме.. Человек и природа Природа — среда обитания человека.. Природа и предметы, созданные человеком.. Природные материалы.. Бережное отно-шение к предметам, вещам, уход за ними.. Неживая и живая природа.. Наблюдение за погодой своего края.. Погода и термо-метр.. Определение температуры воздуха (воды) по термо\-метру.. Сезонные изменения в природе.. Взаимосвязи между челове-ком и природой.. Правила нравственного и безопасного поведе-ния в природе.. Растительный мир.. Растения ближайшего окружения (узна-вание, называние, краткое описание).. Лиственные и хвойные растения.. Дикорастущие и культурные растения.. Части расте-ния (название, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.. Комнат-ные растения, правила содержания и ухода.. Мир животных.. Разные группы животных (звери, насеко-мые, птицы, рыбы и другие).. Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).. Забота о домашних питомцах.. Правила безопасной жизнедеятельности Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.. Дорога от дома до школы.. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы).. Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информацион-нотелекоммуникационную сеть «Интернет».. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Познавательные универсальные учебные действия: сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать зависимость изменений в живой природе от состояния нежи-вой природы; приводить примеры представителей разных групп животных (звери, насекомые, рыбы, птицы), называть главную особен-ность представителей одной группы (в пределах изученного); приводить примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде.. Работа с информацией: понимать, что информация может быть представлена в раз-ной форме: текста, иллюстраций, видео, таблицы; соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его названием.. Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на вопросы, дополнять ответы участников; уважительно отно-ситься к разным мнениям; воспроизводить названия своего населённого пункта, назва-ние страны, её столицы; воспроизводить наизусть слова гимна России; соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с принадлежностью народу Российской Федерации, описывать предмет по предложенному плану; описывать по предложенному плану время года, передавать в рассказе своё отношение к природным явлениям; сравнивать домашних и диких животных, объяснять, чем они различаются.. Регулятивные универсальные учебные действия: сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами здорового образа жизни (выполнение режима, дви-гательная активность, закаливание, безопасность использова-ния бытовых электроприборов); оценивать выполнение правил безопасного поведения на до-рогах и улицах другими детьми, выполнять самооценку; анализировать предложенные ситуации: устанавливать на-рушения режима дня, организации учебной работы; наруше-ния правил дорожного движения, правил пользования элек-троприборами и газовыми приборами.. Совместная деятельность: соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие конфликты.. 2 КЛАСС Человек и общество Наша Родина — Россия, Российская Федерация.. Россия и её столица на карте.. Государственные символы России.. Мо-сква — столица России.. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь, Большой театр и другие.. Характе-ристика отдельных исторических событий, связанных с Мо-сквой (основание Москвы, строительство Кремля и другие).. Герб Москвы.. Расположение Москвы на карте.. Города России.. Россия — многонациональное государство.. Народы России, их традиции, обычаи, праздники.. Родной край, его природные и культурные достопримечательности.. Значимые события исто-рии родного края.. Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона.. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края.. Значение труда в жизни человека и общества.. Семья.. Семейные ценности и традиции.. Родословная.. Со-ставление схемы родословного древа, истории семьи.. Правила культурного поведения в общественных местах.. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мне-нию и особенностям других людей — главные правила взаи-моотношений членов общества.. Человек и природа Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения.. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба.. Планеты.. Чем Земля отличается от других планет; условия жизни на Земле.. Изображения Земли: глобус, карта, план.. Карта мира.. Материки, океаны.. Определение сторон горизонта при помощи компаса.. Ориентирование на местности по местным природ-ным признакам, Солнцу.. Компас, устройство; ориентирование с помощью компаса.. Многообразие растений.. Деревья, кустарники, травы.. Дико-растущие и культурные растения.. Связи в природе.. Годовой ход изменений в жизни растений.. Многообразие животных.. Насекомые, рыбы, птицы, звери, земноводные, пресмыкающи-еся: общая характеристика внешних признаков.. Связи в при-роде.. Годовой ход изменений в жизни животных.. Красная книга России, её значение, отдельные представите-ли растений и животных Красной книги.. Заповедники, при-родные парки.. Охрана природы.. Правила нравственного пове-дения на природе.. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учеб-ных занятий, двигательной активности) и рациональное пита-ние (количество приёмов пищи и рацион питания).. Физиче-ская культура, закаливание, игры на воздухе как условие со-хранения и укрепления здоровья.. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной территории), в быту, на прогулках.. Правила безопасного поведения пасса-жира наземного транспорта и метро (ожидание на остановке, посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки без-опасности на общественном транспорте).. Номера телефонов экстренной помощи.. Правила поведения при пользовании компьютером.. Безопасность в информационно-коммуникаци-онной сети «Интернет» (коммуникация в мессенджерах и со-циальных группах) в условиях контролируемого доступа в ин-формационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Познавательные универсальные учебные действия: ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт, сравнение, измерение); определять на основе наблюдения состояние вещества (жид-кое, твёрдое, газообразное); различать символы Российской Федерации; различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах изученного); группировать растения: дикорастущие и культурные; лекар-ственные и ядовитые (в пределах изученного); различать прошлое, настоящее, будущее.. Работа с информацией: различать информацию, представленную в тексте, графиче-ски, аудиовизуально; читать информацию, представленную в схеме, таблице; используя текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы; соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со временем протекания.. Коммуникативные универсальные учебные действия: ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их с краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств, жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения; Родина, столица, родной край, регион); понятия и термины, связанные с миром природы (среда оби-тания, тело, явление, вещество; заповедник); понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность, опасная ситуация); описывать условия жизни на Земле, отличие нашей плане-ты от других планет Солнечной системы; создавать небольшие описания на предложенную тему (напри-мер, «Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы чувств?», «Лес — природное сообщество» и другие); создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с явлениями неживой природы); приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную книгу России (на примере своей местности); описывать современные события от имени их участника.. Регулятивные универсальные учебные действия: следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении учебной задачи; контролировать с небольшой помощью учителя последова-тельность действий по решению учебной задачи; оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и одноклассников, спокойно, без обид принимать со-веты и замечания.. Совместная деятельность: строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе; оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил пове-дения, культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику; проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать план работы, оценивать свой вклад в об-щее дело; определять причины возможных конфликтов, предложенных) способы их разрешения.. выбирать (из 3 КЛАСС Человек и общество Общество как совокупность людей, которые объединены об-щей культурой и связаны друг с другом совместной деятельно-стью во имя общей цели.. Наша Родина — Российская Федера-ция.. Уникальные памятники культуры России, родного края.. Государственная символика Российской Федерации и своего региона.. Города Золотого кольца России.. Народы России.. Уважение к культуре, традициям своего народа и других наро-дов, государственным символам России.. Семья — коллектив близких, родных людей.. Семейный бюд-жет, доходы и расходы семьи.. Уважение к семейным ценностям.. Правила нравственного поведения в социуме.. Внимание, уважительное отношение к людям с ограниченными возмож-ностями здоровья, забота о них.. Значение труда в жизни человека и общества.. Трудолюбие как общественно значимая ценность в культуре народов Рос-сии.. Особенности труда людей родного края, их профессии.. Страны и народы мира.. Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся.. Человек и природа Методы изучения природы.. Карта мира.. Материки и части света.. Вещество.. Разнообразие веществ в окружающем мире.. Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.. Твёр-дые тела, жидкости, газы.. Простейшие практические работы с веществами, жидкостями, газами.. Воздух — смесь газов.. Свойства воздуха.. Значение воздуха для растений, животных, человека.. Вода.. Свойства воды.. Со-стояния воды, её распространение в природе, значение для живых организмов и хозяйственной жизни человека.. Кругово-рот воды в природе.. Охрана воздуха, воды.. Горные породы и минералы.. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве че-ловека, бережное отношение людей к полезным ископаемым.. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).. Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни человека.. Первоначальные представления о бактериях.. Грибы: строе-ние шляпочных грибов.. Грибы съедобные и несъедобные.. Раз-нообразие растений.. Зависимость жизненного цикла организ-мов от условий окружающей среды.. Размножение и развитие растений.. Особенности питания и дыхания растений.. Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение чело-века к растениям.. Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).. Наблюдение роста растений, фик-сация изменений.. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.. Охрана растений.. Разнообразие животных.. Зависимость жизненного цикла ор-ганизмов от условий окружающей среды.. Размножение и раз-витие животных (рыбы, птицы, звери).. Особенности питания животных.. Цепи питания.. Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища).. Роль животных в при-роде и жизни людей, бережное отношение человека к живот- ным.. Охрана животных.. Животные родного края, их назва-ния, краткая характеристика на основе наблюдений.. Природные сообщества: лес, луг, пруд.. Взаимосвязи в при-родном сообществе: растения — пища и укрытие для живот-ных; животные — распространители плодов и семян растений.. Влияние человека на природные сообщества.. Природные сооб-щества родного края (2—3 примера на основе наблюдений).. Правила нравственного поведения в природных сообществах.. Человек — часть природы.. Общее представление о строении тела человека.. Системы органов (опорно-двигательная, пище-варительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма.. Измерение температуры тела человека, частоты пульса.. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка, динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний.. Забота о здоровье и безопасности окружающих людей.. Безопасность во дворе жилого дома (правила переме-щения внутри двора и пересечения дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых, тепловых подстан-ций и других опасных объектов инженерной инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности).. Прави-ла безопасного поведения пассажира железнодорожного, водно-го и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокза-лах и в аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна; знаки безопасности).. Безопасность в инфор-мационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (ориенти-рование в признаках мошеннических действий, защита персо-нальной информации, правила коммуникации в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Познавательные универсальные учебные действия: проводить несложные наблюдения в природе (сезонные из-менения, поведение животных) по предложенному и самостоя-тельно составленному плану; на основе результатов совмест-ных с одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы; устанавливать зависимость между внешним видом, особен-ностями поведения и условиями жизни животного; определять (в процессе рассматривания объектов и явлений) существенные признаки и отношения между объектами и яв-лениями; моделировать цепи питания в природном сообществе; различать понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить историческое событие с датой (историческим периодом).. Работа с информацией: понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) мо-жет дать полезную и интересную информацию о природе на-шей планеты; находить на глобусе материки и океаны, воспро-изводить их названия; находить на карте нашу страну, столи-цу, свой регион; читать несложные планы, соотносить условные обозначения с изображёнными объектами; находить по предложению учителя информацию в разных источниках: текстах, таблицах, схемах, в том числе в инфор-мационнокоммуникационной сети «Интернет» (в условиях контролируемого входа); соблюдать правила безопасности при работе в информацион-ной среде.. Коммуникативные универсальные учебные действия: ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и терми-ны с их краткой характеристикой: понятия и термины, связанные с социальным миром (безо-пасность, семейный бюджет, памятник культуры); понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк, океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь питания, Красная книга); понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятель-ностью (знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опас-ные ситуации, их предвидение); описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; описывать схожие, различные, индивидуальные признаки на основе сравнения объектов природы; приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы; называть признаки (характеризовать) животного (растения) как живого организма; описывать (характеризовать) отдельные страницы истории нашей страны (в пределах изученного).. Регулятивные универсальные учебные действия: планировать шаги по решению учебной задачи, контролиро-вать свои действия (при небольшой помощи учителя); устанавливать причину возникающей трудности или ошиб-ки, корректировать свои действия.. Совместная деятельность: участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руко-водителя (лидера), подчинённого; оценивать результаты деятельности участников, положи-тельно реагировать на советы и замечания в свой адрес; выполнять правила совместной деятельности, признавать право другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения.. 4 КЛАСС Человек и общество Конституция — Основной закон Российской Федерации.. Права и обязанности гражданина Российской Федерации.. Президент Российской Федерации — глава государства.. Поли-тикоадминистративная карта России.. Общая характеристика родного края, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники.. Города России.. Святыни городов России.. Главный город родного края: достопримечательности, история и характери-стика отдельных исторических событий, связанных с ним.. Праздник в жизни общества как средство укрепления обще-ственной солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками.. Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День По-беды, День России, День народного единства, День Конститу-ции.. Праздники и памятные даты своего региона.. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других наро-дов, государственным символам России.. История Отечества.. Лента времени и историческая карта.. Наиболее важные и яркие события общественной и культур-ной жизни страны в разные исторические периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.. Картины быта, труда, духовно-нравственные и культурные традиции людей в разные истори-ческие времена.. Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных ценностей.. Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубе-жом.. Охрана памятников истории и культуры.. Посильное уча-стие в охране памятников истории и культуры своего края.. Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края.. Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям независимо от их национальности, социального статуса, религиозной принадлежности.. Человек и природа Методы познания окружающей природы: наблюдения, срав-нения, измерения, опыты по исследованию природных объек-тов и явлений.. Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле.. Характеристика пла-нет Солнечной системы.. Естественные спутники планет.. Сме-на дня и ночи на Земле.. Вращение Земли как причина смены дня и ночи.. Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года.. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, ов-раги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте).. Равнины и горы России.. Особенности поверхно-сти родного края (краткая характеристика на основе наблюде-ний).. Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, бо-лото); река как водный поток; использование рек и водоёмов человеком.. Крупнейшие реки и озёра России, моря, омываю-щие её берега, океаны.. Водоёмы и реки родного края (назва-ния, краткая характеристика на основе наблюдений).. Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (2—3 объекта).. Природные зоны России: общее представление, основные природные зоны (климат, растительный и животный мир, осо-бенности труда и быта людей, влияние человека на при\роду изучаемых зон, охрана природы).. Связи в природных зонах.. Некоторые доступные для понимания экологические пробле-мы взаимодействия человека и природы.. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира.. Правила нравственного поведения в природе.. Международная Красная книга (отдельные при\меры).. Правила безопасной жизнедеятельности Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.. Безопасность в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных местах, зонах отдыха, учреждениях культуры).. Правила безопасного поведения велосипедиста с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств за-щиты велосипедиста, правила использования самоката и дру-гих средств индивидуальной мобильности.. Безопасность в ин-формационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (поиск достоверной информации, опознавание государственных обра-зовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-теле-коммуникационную сеть «Интернет».. УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ (ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ) Познавательные универсальные учебные действия: устанавливать последовательность этапов возрастного разви-тия человека; конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного поведения в среде обитания; моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение реки, форма поверхности); соотносить объекты природы с принадлежностью к опреде-лённой природной зоне; классифицировать природные объекты по принадлежности к природной зоне; определять разрыв между реальным и желательным состоя-нием объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов.. Работа с информацией: использовать умения работать с информацией, представлен-ной в разных формах; оценивать объективность информации, учитывать правила безопасного использования электронных образовательных и информационных ресурсов; использовать для уточнения и расширения своих знаний об окружающем мире словари, справочники, энциклопедии, в том числе и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» (в условиях контролируемого выхода); делать сообщения (доклады) на предложенную тему на осно-ве дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в неё иллюстрации, таблицы, диаграммы.. Коммуникативные универсальные учебные действия: ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов; культура, долг, соотечественник, берестяная грамота, первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и культурного наследия; характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в деятельности организма; создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и самочувствия организма вредных привычек; описывать ситуации проявления нравственных качеств: отзывчивости, доброты, справедливости и других; составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон, пищевых цепей); составлять небольшие тексты по теме «Права и обязанности гражданина Российской Федерации»; создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории нашей страны (в рамках изученного).. Регулятивные универсальные учебные действия: самостоятельно планировать алгоритм решения учебной за-дачи; предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс и результат выполнения задания, корректировать учебные действия при необходимости; адекватно принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками; находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать их причины.. Совместная деятельность: выполнять правила совместной деятельности при выполне-нии разных ролей: руководителя, подчинённого, напарника, члена большого коллектива; ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело; анализировать ситуации, возникающие в процессе совмест-ных игр, труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для здоровья и жизни других людей.. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР» ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Личностные результаты изучения учебного предмета «Окру-жающий мир» характеризуют готовность обучающихся руко-водствоваться традиционными российскими социокультурны-ми и духовнонравственными ценностями, принятыми в обще-стве правилами и нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального опыта деятельности обучаю-щихся, в части: гражданско-патриотического воспитания: становление ценностного отношения к своей Родине — России; понимание особой роли многонациональной России в современном мире; осознание своей этнокультурной и российской гражданской идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей национальной общности; сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и родного края; проявление интереса к истории и многонациональной куль-туре своей страны, уважения к своему и другим народам; первоначальные представления о человеке как члене общества, осознание прав и ответственности человека как члена \общества; духовно-нравственного воспитания: проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их взглядам, признанию их индивидуальности; принятие существующих в обществе нравственно-этических норм поведения и правил межличностных отношений, кото-рые строятся на проявлении гуманизма, сопереживания, ува-жения и доброжелательности; применение правил совместной деятельности, проявление способности договариваться, неприятие любых форм поведе-ния, направленных на причинение физического и морального вреда другим людям; эстетического воспитания: понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отноше-ния, восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и творчеству своего и других народов; использование полученных знаний в продуктивной и преоб-разующей деятельности, в разных видах художественной дея-тельности; физического воспитания, формирования культуры здоровья и эмоционального благополучия: соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении в окружающей среде (в том числе ин-формационной); приобретение опыта эмоционального отношения к среде оби-тания, бережное отношение к физическому и психическому здоровью; трудового воспитания: осознание ценности трудовой деятельности в жизни челове-ка и общества, ответственное потребление и бережное отноше-ние к результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой деятельности, интерес к различным профессиям; экологического воспитания: осознание роли человека в природе и обществе, принятие экологических норм поведения, бережного отношения к при-роде, неприятие действий, наносящих ей вред; ценности научного познания: осознание ценности познания для развития человека, необ-ходимости самообразования и саморазвития; проявление познавательного интереса, активности, инициа-тивности, любознательности и самостоятельности в расшире-нии своих знаний, в том числе с использованием различных информационных средств.. МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Познавательные универсальные учебные действия Базовые логические действия: понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь при-родной и социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в изменяющейся действительности; на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое; причина — следствие; изменения во времени и в пространстве); сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать ос-нования для сравнения, устанавливать аналогии; объединять части объекта (объекты) по определённому при-знаку; определять существенный признак для классификации, классифицировать предложенные объекты; находить закономерности и противоречия в рассматривае-мых фактах, данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма; выявлять недостаток информации для решения (практической) задачи на основе предложенного алгоритма.. учебной Базовые исследовательские действия: проводить (по предложенному и самостоятельно составлен-ному плану или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты; проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руко-водством учителя; определять разницу между реальным и желательным состо-янием объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с помощью учителя цель предстоящей рабо-ты, прогнозировать возможное развитие процессов, событий и последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; при-родные зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия; коллективный труд и его результаты и другое); проводить по предложенному плану опыт, несложное иссле-дование по установлению особенностей объекта изучения и свя-зей между объектами (часть — целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения (опыта, измерения, исследования).. Работа с информацией: использовать различные источники для поиска информа-ции, выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи; находить в предложенном источнике информацию, пред-ставленную в явном виде, согласно заданному алгоритму; распознавать достоверную и недостоверную информацию самостоятельно или на основе предложенного учителем спосо-ба её проверки; находить и использовать для решения учебных задач тексто-вую, графическую, аудиовизуальную информацию; читать и интерпретировать графически представленную ин-формацию: схему, таблицу, иллюстрацию; соблюдать правила информационной безопасности в услови-ях контролируемого доступа в информационно-телекоммуни-кационную сеть «Интернет» (с помощью учителя); анализировать и создавать текстовую, видеоинформацию, графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей; фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт, выступление, высказывание) и графическом виде (ри-сунок, схема, диаграмма).. Коммуникативные универсальные учебные действия: в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать сужде-ния, оценивать выступления участников; признавать возможность существования разных точек зре-ния; корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить доказательства своей правоты; соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять уважительное отношение к собеседнику; использовать смысловое чтение для определения темы, глав-ной мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотно-шениях и поступках людей; создавать устные и письменные тексты (описание, рассужде-ние, повествование); конструировать обобщения и выводы на основе полученных результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их доказательствами; находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об изученных объектах и явлениях природы, событиях соци-альной жизни; готовить небольшие публичные выступления с возможной презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тек-сту выступления.. Регулятивные универсальные учебные действия: Самоорганизация: планировать самостоятельно или с помощью учителя дей-ствия по решению учебной задачи; выстраивать последовательность выбранных действий и опе-раций.. Самоконтроль: осуществлять контроль процесса и результата своей деятель-ности; находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины; корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя); предвидеть возможность возникновения трудностей и оши-бок, предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских ситуациях, опасных для здоровья и жизни.. Самооценка: объективно оценивать результаты своей деятельности, соот-носить свою оценку с оценкой учителя; оценивать целесообразность выбранных способов действия, при необходимости корректировать их.. Совместная деятельность: понимать значение коллективной деятельности для успеш-ного решения учебной (практической) задачи; активно уча-ствовать в формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной деятельности (на основе изученного матери-ала по окружающему миру); коллективно строить действия по достижению общей цели: распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и ре-зультат совместной работы; проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться; выполнять правила совместной деятельности: справедливо распределять и оценивать работу каждого участника; считать-ся с наличием разных мнений; не допускать конфликтов, при их возникновении мирно раз-решать их без участия взрослого; ответственно выполнять свою часть работы.. ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ 1 класс К концу обучения в первом классе обучающийся научится: называть себя и членов своей семьи по фамилии, имени, отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей школы; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в со-циуме и на природе; воспроизводить название своего населённого пункта, регио-на, страны; приводить примеры культурных объектов родного края, школьных традиций и праздников, традиций и ценностей сво-ей семьи, профессий; различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные человеком, и природные материалы, части расте-ний (корень, стебель, лист, цветок, плод, семя), группы жи-вотных (насекомые, рыбы, птицы, звери); описывать на основе опорных слов наиболее распространён-ные в родном крае дикорастущие и культурные растения, ди-ких и домашних животных; сезонные явления в разные време-на года; деревья, кустарники, травы; основные группы живот-ных (насекомые, рыбы, птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки; применять правила ухода за комнатными растениями и до-машними животными; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за се-зонными изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести счёт времени, измерять температуру воз\ духа) и опыты под руководством учителя; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; оценивать ситуации, раскрывающие позитивное и негатив-ное отношение к природе; правила поведения в быту, в обще-ственных местах; соблюдать правила безопасности на учебном месте школь\ ника; во время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми электроприборами; соблюдать правила здорового питания и личной гигиены; соблюдать правила безопасного поведения пешехода; соблюдать правила безопасного поведения в природе; с\ помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным дневником и электронными образовательными и информационными ресурсами.. 2 класс К концу обучения во втором классе обучающийся научится: находить Россию на карте мира, на карте России Москву, свой регион и его главный город; узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведе-ния в социуме и на природе; распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружаю-щем мире; приводить примеры изученных традиций, обычаев и празд-ников народов родного края; важных событий прошлого и на-стоящего родного края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края; проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные наблюдения и опыты с природными объектами, измерения; приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры, иллюстрирующие значение природы в жизни чело-века; описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные культурные объекты (достопримечательности родного края, музейные экспонаты); описывать на основе предложенного плана или опорных слов изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия, планеты; группировать изученные объекты живой и неживой приро-ды по предложенным признакам; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних признаков; ориентироваться на местности по местным природным при-знакам, Солнцу, компасу; создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и обществе; соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе, оценивать примеры позитивного и негативного отно-шения к объектам природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней; соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и ме-тро; соблюдать режим дня и питания; безопасно использовать мессенджеры в условиях контроли-руемого доступа в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»; безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообще-ствах с помощью учителя (при необходимости).. 3 класс К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: различать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг); проявлять уважение к государственным символам России и своего региона; проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов; соблюдать прави-ла нравственного поведения в социуме; приводить примеры памятников природы, культурных объ-ектов и достопримечательностей родного края; столицы Рос-сии, городов Российской Федерации с богатой историей и культурой; российских центров декоративно-прикладного ис-кусства; проявлять интерес и уважение к истории и культуре народов России; показывать на карте мира материки, изученные страны мира; различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать изученные объекты природы по их описанию, рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире; проводить по предложенному плану или инструкции неболь-шие опыты с природными объектами с использованием про-стейшего лабораторного оборудования и измерительных при-боров; соблюдать безопасность проведения опытов; группировать изученные объекты живой и неживой приро-ды, проводить простейшую классификацию; сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и неживой природы; описывать на основе предложенного плана изученные объ-екты и явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные свойства; использовать различные источники информации о природе и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; использовать знания о взаимосвязях в природе, связи чело-века и природы для объяснения простейших явлений и про-цессов в природе, организме человека; фиксировать результа-ты наблюдений, опытной работы, в процессе коллективной де-ятельности обобщать полученные результаты и делать выводы; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая вы-ступление иллюстрациями (презентацией); соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта; соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе тре-бования к двигательной активности и принципы здорового пи-тания; соблюдать основы профилактики заболеваний; соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома; соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно использовать персональные данные в условиях контролируемого доступа в информационно-коммуникацион-ную сеть «Интернет»; ориентироваться в возможных мошеннических действиях при общении в мессенджерах.. 4 класс К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится: проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям своего народа и других народов, государственным символам России; соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие территорию России); показывать на исторической карте места изученных истори-ческих событий; находить место изученных событий на ленте времени; знать основные права и обязанности гражданина Российской Федерации; соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать о государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских исторических деятелях разных периодов, досто-примечательностях столицы России и родного края; описывать на основе предложенного плана изученные объ-екты, выделяя их существенные признаки, в том числе госу-дарственную символику России и своего региона; проводить по предложенному/самостоятельно составленно-му плану или выдвинутому предположению несложные на- блюдения, опыты с объектами природы с использованием про-стейшего лабораторного оборудования и измерительных при-боров, следуя правилам безопасного труда; распознавать изученные объекты и явления живой и нежи-вой природы по их описанию, рисункам и фотографиям, раз-личать их в окружающем мире; группировать изученные объекты живой и неживой приро-ды, самостоятельно выбирая признак для группировки; прово-дить простейшие классификации; сравнивать объекты живой и неживой природы на основе их внешних признаков и извест-ных характерных свойств; использовать знания о взаимосвязях в природе для объясне-ния простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей местности, причины смены природных зон); называть наиболее значимые природные объекты Всемирно-го наследия в России и за рубежом (в пределах изученного); называть экологические проблемы и определять пути их ре-шения; создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе; использовать различные источники информации для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы; соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать возможные последствия вредных привычек для здоровья и жизни человека; соблюдать правила безопасного поведения при использова-нии объектов транспортной инфраструктуры населённого пунк\ та, в театрах, кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях культуры (музеях, библиотеках и т.. д..); соблюдать правила безопасного поведения при езде на вело-сипеде, самокате и других средствах индивидуальной мобильности; осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и верифицированной информации в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»; соблюдать правила безопасного для здоровья использования электронных образовательных и информационных ресурсов.. ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 1 КЛАСС (66 ЧАСОВ) № 1 Тема, раздел курса Человек и общество. 16 часов Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Школьные традиции и праздники.. Классный, школьный коллектив, совместная деятельность.. Одноклассники, взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи.. Рабочее место школьника.. Правила безопасной работы на учебном месте, режим труда и отдыха Экскурсия по школе, знакомство с помещениями.. Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в классе и в школе».. Беседа по теме, например, «Как содержать рабочее место в порядке» Россия.. Москва — столица России.. Народы России.. Первоначальные сведения о родном крае.. Название своего населённого пункта (города, села), региона.. Культурные объекты родного края.. Труд людей.. Ценность и красота рукотворного мира.. Правила поведения в социуме Просмотр и обсуждение иллюстраций, видео\ фрагментов и других материалов (по выбору) на темы «Москва — столица России», «Экскурсия по Москве».. Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Москва — столица России», о родном крае, труде людей.. Рассматривание и описание изделий народных промыслов родного края и народов России.. Беседа по теме, например, «Правила поведения в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке».. Продолжение № 2 Тема, раздел курса Человек и природа. 37 часов Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Моя семья в прошлом и настоящем.. Имена и фамилии членов семьи, их профессии.. Взаимоотношения и взаимопо\ мощь в семье.. Совместный труд и отдых.. Домашний адрес Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья».. Учебный диалог по теме, например, «Что такое семья».. Рассказы детей по теме, например, «Как наша семья проводит свободное время» Природа и предметы, созданные человеком.. Природные материалы.. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними.. Неживая и живая природа.. Погода и термометр.. Наблюдение за погодой своего края.. Сезонные изменения в природе.. Взаимосвязи между человеком и природой.. Правила нравственного и безопасного поведения в природе Учебный диалог по теме, например, «Почему люди должны оберегать и охранять природу».. Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в природе».. Экскурсии по теме, например, «Сезонные изменения в природе, наблюдение за погодой».. Практическая работа по теме, например, «Измеряем температуру».. Работа с иллюстративным материалом: «Живая и неживая природа» Растения ближайшего окружения (узнавание, называние, краткое описание).. Лиственные и хвойные растения.. Дикорастущие и культурные растения.. Части растения (называ- Экскурсия.. Сравнение внешнего вида деревьев, кустарников, трав.. Определение названия по внешнему виду дерева.. Работа с иллюстративным материалом: деление растений на две группы — дикорастущие и культурные.. Учебный диалог по теме, например, «Чем различаются 3 Правила безопасной жизнедеятельности. 7 часов ние, краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель, лист, цветок, плод, семя.. Комнатные растения, правила содержания и ухода дикорастущие и культурные растения?».. Практическая работа по теме, например, «Найдите у растений их части».. Рассматривание и зарисовка разнообразия частей растения: разные листья, разные цветки и плоды, разные корни (по выбору).. Практическая работа по теме, например, «Учимся ухаживать за растениями уголка природы» Разные группы животных (звери, насекомые, птицы, рыбы и другие).. Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).. Забота о домашних питомцах Игра-соревнование по теме, например, «Кто больше назовёт насекомых (птиц, зверей…)».. Наблюдения за поведением животных в естественных условиях: повадки птиц, движения зверей, условия обитаний насекомых (во время экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов).. Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое животное попало в эту группу неправильно.. Рассказы детей по теме, например, «Мой домашний питомец» Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены.. Правила безопасности в быту: пользование бытовыми электроприборами, газовыми плитами.. Дорога от дома до школы.. Правила безопасного поведения пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы) Беседа по теме, например, «Что такое режим дня»: обсуждение режима дня первоклассника.. Рассказ учителя «Что такое правильное питание».. Практическое занятие (при наличии условий) в кабинете технологии «Правила пользования газовой и электроплитой».. Составление памятки по теме, например, «Телефоны экстренных служб».. Дидактическая игра по теме, например, «Правила поведения на улицах и дорогах, дорожные знаки» Продолжение № Тема, раздел курса Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет».. Резерв: 6 часов Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их изучение носят рекомендательный характер и мо-гут быть скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом обра-зовательных потребностей и интересов обучающихся.. 2 КЛАСС (68 ЧАСОВ) № 1 Тема, раздел курса Человек и общество. 16 часов Программное содержание Наша Родина — Россия, Российская Федерация.. Россия и её столица на карте.. Государственные символы России, символика своего региона.. Москва — столица.. Достопримечательности Москвы.. Страницы истории Москвы.. Города России.. Свой регион и его столица на карте Российской Федерации.. Россия — многонациональное государство.. Народы России, их традиции, обычаи, праздники.. Родной край, его природные и культурные достопримечательности.. Значимые события истории родного края.. Свой регион и его главный город на карте.. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края.. Значение труда в жизни человека и общества Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций, чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения страны.. Игра-путешествие по теме, например, «Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии по Москве, Санкт-Петербургу».. Рассказ учителя по теме, например, «История возникновения Москвы».. Работа с картой: Россия, Москва, Санкт-Петербург, наш регион на карте Российской Федерации.. Чтение текстов учебника о народах России, об их традициях, обычаях, праздниках.. Составление сообщения об истории родного края (при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации).. Учебный диалог по теме, например, «Зачем человек трудится?».. Дидактическая игра по теме, например, «Профессии города и села».. Логическая задача по теме, например, «Разделим картинки на три группы: профессии, которые есть только в городе; профессии села; профессии, которые есть и в селе, и в городе» Продолжение № 2 Тема, раздел курса Человек и природа. 34 часа Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Семья — коллектив.. Семейное древо.. Семейные ценности и традиции.. Совместный труд и отдых.. Участие детей в делах семьи Учебный диалог по теме, например, «Послушаем друг друга, расскажем о своей семье».. Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых.. Практическая работа по теме, например, «Составление схемы родословного древа семьи» Правила культурного поведения в общественных местах.. Доброта, справедливость, честность, уважение к чужому мнению и особенностям других людей — главные правила взаимоотношений членов общества Учебный диалог по теме, например, «Оцени себя — умеешь ли ты сдерживать эмоции?».. Анализ ситуаций, раскрывающих примеры гуманного отношения к людям.. Работа в группе: работа с пословицами, сравнение и группировка слов по противоположному значению (добрый — злой, смелый — трусливый, правдивый — лживый и другие) Наблюдения, опыты, измерения.. Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба.. Планеты.. Чем Земля отличается от других планет.. Условия жизни на Земле.. Изображения Земли: глобус, карта, план.. Карта мира.. Материки, океаны.. Определение сторон горизонта при помощи компаса.. Компас, его устройство, ориентирование на местности.. Учебный диалог по теме, например, «Чем Земля отличается от других планет».. Просмотр и обсуждение иллюстраций, видео\ фрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Звёздное небо.. Созвездия».. Практическая работа с глобусом.. Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле.. Практическая работа с картой «Как показывать объекты на настенной карте» Многообразие растений.. Деревья, кустарники, травы.. Дикорастущие и культурные растения.. Связи в природе.. Годовой ход изменений в жизни растения Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников, трав.. Игра-соревнование по теме, например, «Кто больше вспомнит названий деревьев».. Коммуникативная деятельность: описание растений по иллюстрациям и живым объектам.. Классификация растений (по иллюстрациям): дикорастущие — культурные.. Практическая работа по теме, например, «Рассматривание растений, обсуждение условий благополучного роста и развития растения».. Работа в группах с иллюстративным материалом: составление коллективного рассказа по теме, например, «Каким бывает растение в разные сезоны» Мир животных (фауна).. Насекомые, рыбы, птицы, звери, зем\ новодные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности внешнего вида, движений, питания, размножения).. Сезонная жизнь животных Дидактическая игра по теме, например, «Угадай животное по описанию».. Логическая задача по теме, например, «Найди ошибку — какое животное попало в эту группу случайно».. Учебный диалог с использованием иллюстративного материала по теме, например, «Как живут животные в разные времена года».. Ролевая игра по теме, например, «Собрание в лесу — кто как готовится к зиме».. Работа в группах: подготовьте вопросы о жизни животных для других групп Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги.. Заповедники, природные парки.. Охрана природы.. Правила Учебный диалог по теме, например, «Что такое Красная книга?».. Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Растения и животные Красной книги».. Продолжение № 3 Тема, раздел курса Правила безопасной жизнедеятельности. 12 часов Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся нравственного поведения на природе Рассказ учителя «Растения и животные нашего края, занесённые в Красную книгу».. Коллективное составление памятки по теме, например, «Правила поведения в заповедных местах».. Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о Красной книге.. Коллективное составление плана рассказа о редком растении и животном Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учебных занятий, двигательной активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион питания).. Физическая культура, закаливание, игры на воздухе как условие сохранения и укрепления здоровья.. Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах пищи, а также на пришкольной территории).. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро.. Номера телефонов экстренной помощи.. Учебный диалог по теме, например, «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?».. Беседа по теме, например, «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать правила безопасности».. Ролевая игра по теме, например, «Мы — пешеходы».. Анализ дорожных ситуаций.. Работа в паре: соотнесение изображений и названий дорожных знаков.. Практическая работа по теме, например, «Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД или учителя».. Обсуждение с опорой на иллюстрации потенциальных опасностей бытовых предметов и ситуаций.. Беседа по теме, например, «Правила поведения в общественном транспорте».. Практическая работа (при наличии условий) по теме, например, «Правила пользования компьютером» Правила поведения при пользовании компьютером . Безопасность в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет» (коммуникация в мессенджерах и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» Резерв: 6 часов Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их изучение носят рекомендательный характер и мо-гут быть скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом обра-зовательных потребностей и интересов обучающихся . 3 КЛАСС (68 ЧАСОВ) № 1 Тема, раздел курса Человек и общество. 20 часов Программное содержание Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели . Наша Родина — Российская Федерация — многонациональная страна . Особенности жизни, быта, культуры народов Российской Федерации . Уникальные памятники культуры (социальные и природные объекты) России, родного края . Города Золотого кольца России . Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона . Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и других народов Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций на тему «Что такое общество» . Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Жизнь народов нашей страны» . Ролевая игра по теме, например, «Встречаем гостей из разных республик Российской Федерации»: рассказы гостей об их крае и народах, рассказы для гостей о родном крае . Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) по теме, например, «Уникальные памятники культуры России» . Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках культуры России . Моделирование маршрута по Золотому кольцу с использованием фотографий, достопримечательностей, сувениров и т . д . Составление сообщения о городах Золотого кольца России с использованием дополнительных источников информации (дифференцированное задание) 2 Человек и природа. 35 часов Семья — коллектив близких, родных людей. Поколения в семье . Взаимоотношения в семье: любовь, доброта, внимание, поддержка . Семейный бюджет, доходы и расходы семьи Учебный диалог по теме, например, «Для чего создаётся семья», «Почему семью называют коллективом» . Работа в группах: коллективный ответ на вопрос «Какие бывают семьи?» . Рассказ учителя «Что такое семейный бюджет» . Беседа по теме, например, «Доходы и расходы семьи» . Практическая работа по теме, например, «Моделирование семейного бюджета» (дифференцированное задание) Страны и народы мира на карте . Памятники природы и культуры — символы стран, в которых они находятся Практическая работа с картой: страны мира . Работа в группах: самостоятельное составление описания любой страны или народа мира (с использованием дополнительной литературы и ресурсов Интернета) . «Путешествие по странам мира» (достопримечательности отдельных стран мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций . Символы стран, с которыми знакомятся дети Вещество . Разнообразие веществ в окружающем мире . Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства . Воздух — смесь газов . Свойства воздуха . Значение для жизни . Вода . Свойства воды . Состояния воды, её распространение в природе, значение для жизни . Круговорот воды в природе . Охрана воздуха, воды . Горные Практические работы (наблюдение и опыты) с веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и другое . Упражнения: классификация тел и веществ, сравнение естественных и искусственных тел; классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ . Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха . Рассказ учителя, анализ схемы круговорота воды в природе . Продолжение № Тема, раздел курса Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся породы и минералы . Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека . Полезные ископаемые родного края (2—3 примера) . Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной деятельности человека Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание . Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для жизни природы и хозяйственной деятельности людей) Царства природы . Бактерии, общее представление . Грибы: строение шляпочного гриба; съедобные и несъедобные грибы . Разнообразие растений . Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды . Размножение и развитие растений . Особенности питания и дыхания растений . Роль растений в природе и жизни людей, бережное отношение человека к растениям . Условия, необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) . Наблюдение роста растений, фиксация изменений . Растения Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях . Рассматривание и описание особенностей внешнего вида бактерий . Работа с иллюстративным материалом по теме, например, «Какие грибы мы не положим в корзинку» . Рисование схемы «Шляпочный гриб» . Рассказ учителя «Чем грибы отличаются от растений» . Работа в группе: классификация растений из списка, который предложили одноклассники . Коллективное создание схемы по теме, например, «Условия жизни растений» . Рассказ-рассуждение о жизни растений . Практическая работа в паре по теме, например, «Размножения растений (побегом, листом, семенами)» . Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций) ния родного края, названия и краткая характеристика . Охрана растений Разнообразие животных . Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды . Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери, пресмыкающиеся, земноводные) . Особенности питания животных . Цепи питания . Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) . Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным . Охрана животных . Животные родного края, их названия Дидактическая игра по теме, например, «Каких животных мы знаем» . Коллективное составление схемы по теме, например, «Разнообразие животных» . Упражнения: опиши животное, узнай животное, найди ошибку в классификации животных . Учебный диалог по теме, например, «Как животные питаются» . Составление и анализ цепей питания . Работа в парах: характеристика животных по способу размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации . Моделирование стадий размножения животных (на примере земноводных, рыб) . Рассказ учителя по теме, например, «Как человек одомашнил животных» . Рассказы детей по теме, например, «Мой домашний питомец» . Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Охрана животных» Природные сообщества: лес, луг, пруд . Взаимосвязи в природном сообществе . Создание человеком природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения Работа со словарём: определение значения слова «сообщество» . Рассказ учителя по теме, например, «Что такое природное сообщество» . Учебный диалог по теме, например, «Особенности леса (луга, водоёма) как сообщества» . Сравнение Продолжение № 3 Тема, раздел курса Правила безопасной жизнедеятельности. 7 часов Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся продуктов питания (поле, сад, огород) . Природные сообщества родного края (примеры) . Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу понятий: естественные сообщества, искусственные сообщества . Беседа по теме, например, «Для чего человек создает новые сообщества?» . Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила положительного и отрицательного отношения к природе Человек — часть природы . Общее представление о строении тела человека . Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в жизнедеятельности организма . Гигиена отдельных органов и систем органов человека . Измерение температуры тела человека, частоты пульса Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя «Строение тела человека» . Рассматривание схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов . Практическая работа по теме, например, «Измерение температуры тела и частоты пульса» Здоровый образ жизни; забота о здоровье и безопасности окружающих людей . Безопасность во дворе жилого дома (внимание к зонам электрических, газовых, тепловых подстанций и других опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности) . Практическая работа по теме, например, «Рассматривание знаков (опасно, пожароопасно, взрывоопасно; внимание — автопогрузчик; электрический ток; малозаметное препятствие; падение с высоты), коллективное объяснение их значения» . Анализ ситуаций по теме, например, «Что может произойти, если…», Ролевая игра по теме, например, «Расскажи малышу, как Транспортная безопасность пас-сажира разных видов транспорта, правила поведения на вокзалах, в аэропортах, на борту самолёта, судна . Безопасность в информа-ционнотелекоммуникационной сети «Интернет» (ориентировка в признаках мошенничества в Сети; защита персональной информа-ции) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интер-нет» нужно вести себя на игровой и спортивной площадке» . Рассказ учителя по теме, например, «Правила поведения в транспорте, на вокзалах, в аэропортах, на борту самолета, судна» . Работа в группах: составление памятки по теме, напри-мер, «Правила поведения в аэропортах, на борту самолета, судна (по выбору группы)» . Учебный диалог по теме, например, «Как обе-спечить безопасность при работе в информаци-оннотелекоммуникационной сети «Интернет» . Обсуждение результатов проектной деятельно-сти по теме, например, «Что такое здоровый образ жизни и как его обеспечить» Резерв: 6 часов Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных часов на их изучение носят рекомендательный характер и мо-гут быть скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности реализации дифференциации содержания с учётом обра-зовательных потребностей и интересов обучающихся . 4 КЛАСС (68 ЧАСОВ) № 1 Тема, раздел курса Человек и общество. 33 часов Программное содержание Государственное устройство РФ (общее представление) . Конституция — Основной закон Российской Федерации . Права и обязанности гражданина Российской Федерации . Президент Российской Федерации — глава государства . Политико-административная карта России . Города России . Общая характеристика родного края: природа, главный город, важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники . Государственные праздники в жизни российского общества: Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День России, День народного единства, День Конституции . Праздники и памятные даты своего региона . Характеристика отдельных исторических событий, связанных с ним . Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Работа с политико-административной картой Российской Федерации: определение местонахождения республик Российской Федерации, краёв, крупнейших областей и городов России . Чтение статей Конституции Российской Федерации о правах граждан Российской Федерации . Рассказ учителя по теме, например, «Забота о детстве — главная особенность нашего государства» . Чтение о обсуждение текстов учебника, объяснения учителя . Игра-соревнование по теме, например, «Знаем ли мы свой родной край?» . Рассказ учителя о важнейших страницах истории родного края . Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме, например, «Мой родной край» . Учебный диалог по теме, например, «Государственные праздники России» . Работа в парах по теме, например, «Рассказ о любимом празднике Российской Федерации или своего региона» История Отечества . Лента вре-мени и историческая карта . Наиболее важные и яркие собы-тия общественной и культурной жизни страны в разные истори-ческие периоды: государство Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация . Карти-ны быта, труда; духовно-нрав-ственные и культурные тради-ции людей в разные историче-ские времена . Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых нацио-нальных ценностей . Наиболее значимые объекты списка Всемирного культурного наследия в России и за рубежом (3—4 объекта) . Охрана памят-ников истории и культуры . По-сильное участие в охране па-мятников истории и культуры своего края . Правила нравственного поведения, культур-ные традиции людей в разные исторические времена Практическая работа по теме, например, «Опреде-ление по ленте времени времени (века), в котором происходили исторические события» . Работа в паре: анализ исторической карты, нахож-дение мест важнейших исторических событий в жизни России . Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте, традициях, культуре Древ-ней Руси . Экскурсия в художественный музей (при наличии условий), просмотр видеофрагментов, ил-люстраций и других материалов на темы «Искус-ство Древней Руси», «Ремёсла в Древней Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство ХХ века» (по выбору) . Учебный диалог по теме, например, «Как выпол-няли свой долг защиты Отечества в разные истори-ческие времена граждане России (на примере Оте-чественной войны 1812 г ., Великой Отечественной войны (1941—1945)» . Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного культурного наследия в России и за рубежом» . Рассказ учителя о памятниках Всемир-ного наследия (например, в России — Московский Кремль, памятники Новгорода, Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме, Акро-поль в Греции) . Учебный диалог по теме, напри-мер, «Как охраняются памятники истории и куль-туры» . Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах культурного наследия России (дифферен-цированное задание) Продолжение № 2 Тема, раздел курса Человек и природа. 24 часа Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего живого на Земле . Характеристика планет Солнечной системы . Естественные спутники планет . Смена дня и ночи на Земле . Вращение Земли как причина смены дня и ночи . Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года . Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте) . Равнины и горы России . Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений) Игра-соревнование по теме, например, «Клуб астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе . Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах . Рассматривание и обсуждение схемы «Вращение Земли вокруг своей оси — причина смены дня и ночи» . Работа с картой: равнины и горы на территории Российской Федерации, крупнейшие реки и озёра; моря, омывающие Россию . Описание объектов родного края: название, место расположения, общая характеристика Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как водный поток . Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны . Использование человеком водоёмов и рек . Водоёмы и реки род- Учебный диалог по теме, например, «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности» . Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом (например, в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы ного края: названия, краткая характеристика . Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом . Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира . Международная Красная книга (3—4 примера) . Правила нравственного поведения в природе Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия); бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия) . Обсуждение результатов проектной деятельности по теме, например, «Объекты Всемирного наследия в России и в мире» . Рассказ учителя о Международной Красной книге . Работа в группах по теме, например, «Составление памятки «Правила поведения в природе» Природные зоны России: общее представление об основных природных зонах России: климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, охрана природы . Связи в природной зоне Учебный диалог по теме, например, «Почему меняются природные зоны?» . Коллективное формулирование вывода: причиной смены природных зон является разная освещённость Солнцем поверхности Земли . Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон . Работа в паре: анализ схем, иллюстраций по теме, например, «Какие организмы обитают в природных зонах», составление рассказа-рассуждения по теме, например, «Как животные приспосабливаются к условиям жизни» . Учебный диалог по теме, например, «Экологические связи в природной зоне» . Моделирование характерных цепей питания в изучаемой природной зоне . Рассказ учителя об освоении природных богатств в природных зонах и возникших вследствие этого экологических проблемах . Работа в группах: создание описания одной из природных зон по самостоятельно составленному Продолжение № Тема, раздел курса Программное содержание Методы и формы организации обучения. Характеристика деятельности обучающихся плану (с использованием дополнительной информации, в том числе из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет») 3 Правила безопасной жизнедеятельности. 5 часов Резерв: 6 часов Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек . Безопасность в городе . Планирование безопасных маршрутов с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная разметка, сигналы и средства защиты велосипедиста) . Безопасность в информационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (поиск достоверной информации опознание государственных образовательных ресурсов и детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет» Учебный диалог по теме, например, «Послушаем друг друга: как я выполняю правила безопасной жизни» . Работа в группах: составление текста по теме, например, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных местах» . Анализ ситуаций по теме, например, «Что может произойти, если…» . Обсуждение результатов работы групп . Ролевая игра по теме, например, «Знаем ли мы правила езды на велосипеде» (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети) . Рассказ учителя по теме, например, «Чем может быть опасна информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» . Как правильно искать информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»