ФРП_Окружающий мир_НОО

Приложение № 1 к ООП НОО

Рабочая программа
по учебному предмету «Окружающий мир»
Уровень: начальное общее образование
Классы: 1-4

Сторожевая, 2023

Федеральная рабочая программа учебного предмета «Окружа-ющий
мир» (предметная область «Обществознание и естествозна-ние»
(«Окружающий мир») включает: пояснительную записку, содержание
обучения, планируемые результаты освоения про-граммы учебного
предмета, тематическое планирование..
Пояснительная записка отражает общие цели и задачи изу-чения
предмета, характеристику психологических предпосы-лок к его
изучению обучающимися; место в структуре учебно-го плана, а также
подходы к отбору содержания, планируемым результатам и
тематическому планированию..
Содержание обучения раскрывает содержательные линии для
обязательного изучения в каждом классе на начальном уровне
начального общего образования.. Содержание обучения
в каждом классе завершается перечнем универсальных учеб-ных
действий — познавательных, коммуникативных и регуля-тивных,
которые возможно формировать средствами учебного предмета
«Окружающий мир» с учётом возрастных особенно-стей обучающихся..
В первом и втором классах предлагается пропедевтический уровень
формирования универсальных учебных действий, так как их становление
на уровне началь-ного общего образования только начинается.. С учётом
того, что выполнение правил совместной деятельности строится на
интеграции регулятивных (определённые волевые усилия, саморегуляция, самоконтроль, проявление терпения и доброжелательности при налаживании отношений) и коммуникатив-ных
(способность вербальными средствами устанавливать вза-имоотношения)
универсальных учебных действий, их перечень дан в разделе
«Совместная деятельность»..
Планируемые результаты включают личностные, метапред-метные
результаты за период обучения, а также предметные достижения
обучающегося за каждый год обучения на уровне начального общего
образования..

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Федеральная рабочая программа учебного предмета «Окру-жающий
мир» на уровне начального общего образования составлена на основе
требований к результатам освоения ООП НОО, представленных в ФГОС
НОО и федеральной программы воспитания..
Изучение учебного предмета «Окружающий мир», интегри-рующего
знания о природе, предметном мире, обществе и вза-имодействии людей
в нём, соответствует потребностям и инте-

ресам обучающихся на уровне начального общего образования
и направлено на достижение следующих целей: формирование
целостного взгляда на мир, осознание места в
нём человека на основе целостного взгляда на окружающий мир
(природную и социальную среду обитания); освоение есте-ственнонаучных,
обществоведческих,
нравственно-этических
понятий,
представленных в содержании данного учебного предмета;
формирование ценности здоровья человека, его сохранения
и укрепления, приверженности здоровому образу жизни; развитие
умений и навыков применять полученные знания
в реальной учебной и жизненной практике, связанной как с поисковоисследовательской деятельностью (наблюдения, опы-ты, трудовая
деятельность), так и с творческим использовани-ем приобретённых
знаний в речевой, изобразительной, худо-жественной деятельности;
духовно-нравственное развитие и воспитание личности гражданина
России, понимание своей принадлежности к Рос-сийскому государству,
определённому этносу;
проявление уважения к истории, культуре, традициям наро-дов
Российской Федерации;
освоение обучающимися мирового культурного опыта по созданию
общечеловеческих ценностей, законов и правил по-строения
взаимоотношений в социуме;
обогащение духовного опыта обучающихся, развитие способ-ности
ребёнка к социализации на основе принятия гуманисти-ческих норм
жизни, приобретение опыта эмоционально поло-жительного отношения к
природе в соответствии с экологиче-скими нормами поведения;
становление навыков повседневного проявления культуры общения,
гуманного отношения к людям, уважительного отно-шения к их
взглядам, мнению и индивидуальности..
Центральной идеей конструирования содержания и плани-руемых
результатов обучения является раскрытие роли чело-века в природе и
обществе, ознакомление с правилами поведе-ния в среде обитания и
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в системах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Человек и другие люди»,
«Человек и познание».. Важнейшей составляющей всех указанных
систем является содержание, усвоение которого гарантирует
формирование у обучающихся навыков здорового и безопасного образа
жизни на основе развивающейся способности предвидеть результаты
своих поступков и оценки возникшей ситуации.. Отбор содер-

жания курса «Окружающий мир» осуществлён на основе сле-дующих
ведущих идей:
раскрытие роли человека в природе и обществе;
освоение общечеловеческих ценностей взаимодействия в си-стемах:
«Человек и природа», «Человек и общество», «Чело-век и другие люди»,
«Человек и его самость», «Человек и по-знание»..
Общее количество часов, отведённых на изучение курса
«Окружающий мир», — 270 часов (два часа в неделю в каж\ дом классе):
1 класс — 66 часов, 2 класс — 68 часов, 3 класс — 68 часов, 4 класс — 68
часов..

СОДЕРЖАНИЕ ОБУЧЕНИЯ
1 КЛАСС
Человек и общество
Школа.. Школьные традиции и праздники.. Адрес школы.. Классный,
школьный коллектив.. Друзья, взаимоотношения между ними; ценность
дружбы, согласия, взаимной помощи..
Совместная деятельность с одноклассниками — учёба, игры, отдых..
Рабочее место школьника: удобное размещение учеб-ных материалов и
учебного оборудования; поза; освещение ра-бочего места.. Правила
безопасной работы на учебном месте..
Режим труда и отдыха..
Семья.. Моя семья в прошлом и настоящем.. Имена и фами-лии членов
семьи, их профессии.. Взаимоотношения и взаимо-помощь в семье..
Совместный труд и отдых.. Домашний адрес..
Россия — наша Родина.. Москва — столица России.. Симво-лы России
(герб, флаг, гимн).. Народы России.. Первоначаль-ные сведения о родном
крае.. Название своего населённого пункта (города, села), региона..
Культурные объекты родного края..
Ценность и красота рукотворного мира.. Правила поведения в
социуме..

Человек и природа
Природа — среда обитания человека.. Природа и предметы, созданные
человеком.. Природные материалы.. Бережное отно-шение к предметам,
вещам, уход за ними.. Неживая и живая природа.. Наблюдение за
погодой своего края.. Погода и термо-метр.. Определение температуры
воздуха (воды) по термо\-метру..

Сезонные изменения в природе.. Взаимосвязи между челове-ком и
природой.. Правила нравственного и безопасного поведе-ния в природе..
Растительный мир.. Растения ближайшего окружения (узна-вание,
называние, краткое описание).. Лиственные и хвойные растения..
Дикорастущие и культурные растения.. Части расте-ния (название,
краткая характеристика значения для жизни растения): корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя.. Комнат-ные растения, правила содержания и
ухода..
Мир животных.. Разные группы животных (звери, насеко-мые, птицы,
рыбы и другие).. Домашние и дикие животные (различия в условиях
жизни).. Забота о домашних питомцах..

Правила безопасной жизнедеятельности
Понимание необходимости соблюдения режима дня, правил здорового
питания и личной гигиены.. Правила безопасности в быту: пользование
бытовыми электроприборами, газовыми плитами..
Дорога от дома до школы.. Правила безопасного поведения пешехода
(дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)..
Безопасность
в
информационно-телекоммуникационной
сети
«Интернет» (электронный дневник и электронные ресурсы школы) в
условиях
контролируемого
доступа
в
информацион-нотелекоммуникационную сеть «Интернет»..
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

Познавательные универсальные учебные действия:
сравнивать происходящие в природе изменения, наблюдать
зависимость изменений в живой природе от состояния нежи-вой
природы;
приводить примеры представителей разных групп животных (звери,
насекомые, рыбы, птицы), называть главную особен-ность
представителей одной группы (в пределах изученного); приводить
примеры лиственных и хвойных растений, сравнивать их, устанавливать различия во внешнем виде..
Работа с информацией:
понимать, что информация может быть представлена в раз-ной форме:
текста, иллюстраций, видео, таблицы;
соотносить иллюстрацию явления (объекта, предмета) с его
названием..

Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе учебного диалога слушать говорящего; отвечать на
вопросы, дополнять ответы участников; уважительно отно-ситься к
разным мнениям;
воспроизводить названия своего населённого пункта, назва-ние
страны, её столицы;
воспроизводить наизусть слова гимна России;
соотносить предметы декоративно-прикладного искусства с
принадлежностью народу Российской Федерации, описывать предмет по
предложенному плану;
описывать по предложенному плану время года, передавать
в рассказе своё отношение к природным явлениям; сравнивать домашних
и диких животных, объяснять, чем
они различаются..

Регулятивные универсальные учебные действия:
сравнивать организацию своей жизни с установленными правилами
здорового образа жизни (выполнение режима, дви-гательная активность,
закаливание, безопасность использова-ния бытовых электроприборов);
оценивать выполнение правил безопасного поведения на до-рогах и
улицах другими детьми, выполнять самооценку;
анализировать предложенные ситуации: устанавливать на-рушения
режима дня, организации учебной работы; наруше-ния правил дорожного
движения, правил пользования элек-троприборами и газовыми
приборами..

Совместная деятельность:
соблюдать правила общения в совместной деятельности: договариваться, справедливо распределять работу, определять нарушение
правил взаимоотношений, при участии учителя устранять возникающие
конфликты..

2 КЛАСС
Человек и общество
Наша Родина — Россия, Российская Федерация.. Россия и её столица
на карте.. Государственные символы России.. Мо-сква — столица
России.. Святыни Москвы — святыни России: Кремль, Красная площадь,
Большой театр и другие.. Характе-ристика отдельных исторических
событий, связанных с Мо-сквой (основание Москвы, строительство
Кремля и другие).. Герб Москвы.. Расположение Москвы на карте..
Города России.. Россия — многонациональное государство.. Народы
России, их

традиции, обычаи, праздники.. Родной край, его природные и культурные
достопримечательности.. Значимые события исто-рии родного края..
Свой регион и его главный город на карте; символика своего региона..
Хозяйственные занятия, профессии жителей родного края.. Значение
труда в жизни человека и общества..
Семья.. Семейные ценности и традиции.. Родословная.. Со-ставление
схемы родословного древа, истории семьи..
Правила культурного поведения в общественных местах.. Доброта,
справедливость, честность, уважение к чужому мне-нию и особенностям
других людей — главные правила взаи-моотношений членов общества..

Человек и природа
Методы познания природы: наблюдения, опыты, измерения..
Звёзды и созвездия, наблюдения звёздного неба.. Планеты.. Чем Земля
отличается от других планет; условия жизни на Земле.. Изображения
Земли: глобус, карта, план.. Карта мира.. Материки, океаны..
Определение сторон горизонта при помощи компаса.. Ориентирование на
местности по местным природ-ным признакам, Солнцу.. Компас,
устройство; ориентирование с помощью компаса..
Многообразие растений.. Деревья, кустарники, травы.. Дико-растущие
и культурные растения.. Связи в природе.. Годовой ход изменений в
жизни растений.. Многообразие животных.. Насекомые, рыбы, птицы,
звери, земноводные, пресмыкающи-еся: общая характеристика внешних
признаков.. Связи в при-роде.. Годовой ход изменений в жизни
животных..
Красная книга России, её значение, отдельные представите-ли
растений и животных Красной книги.. Заповедники, при-родные парки..
Охрана природы.. Правила нравственного пове-дения на природе..

Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: режим дня (чередование сна, учеб-ных
занятий, двигательной активности) и рациональное пита-ние (количество
приёмов пищи и рацион питания).. Физиче-ская культура, закаливание,
игры на воздухе как условие со-хранения и укрепления здоровья..
Правила безопасности в школе (маршрут до школы, правила поведения
на занятиях, переменах, при приёмах пищи и на пришкольной
территории),
в быту, на прогулках.. Правила безопасного поведения пасса-жира
наземного транспорта и метро (ожидание на остановке,

посадка, размещение в салоне или вагоне, высадка, знаки без-опасности
на общественном транспорте).. Номера телефонов экстренной помощи..
Правила поведения при пользовании компьютером.. Безопасность в
информационно-коммуникаци-онной сети «Интернет» (коммуникация в
мессенджерах и со-циальных группах) в условиях контролируемого
доступа в ин-формационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»..
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

Познавательные универсальные учебные действия:
ориентироваться в методах познания природы (наблюдение, опыт,
сравнение, измерение);
определять на основе наблюдения состояние вещества (жид-кое,
твёрдое, газообразное);
различать символы Российской Федерации;
различать деревья, кустарники, травы; приводить примеры (в пределах
изученного);
группировать растения: дикорастущие и культурные; лекар-ственные
и ядовитые (в пределах изученного);
различать прошлое, настоящее, будущее..
Работа с информацией:
различать информацию, представленную в тексте, графиче-ски,
аудиовизуально;
читать информацию, представленную в схеме, таблице; используя
текстовую информацию, заполнять таблицы; дополнять схемы;
соотносить пример (рисунок, предложенную ситуацию) со
временем протекания..

Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в терминах (понятиях), соотносить их
с краткой характеристикой: понятия и термины, связанные
с социальным миром (индивидуальность человека, органы чувств,
жизнедеятельность; поколение, старшее поколение, культура поведения;
Родина, столица, родной край, регион);
понятия и термины, связанные с миром природы (среда оби-тания,
тело, явление, вещество; заповедник);
понятия и термины, связанные с организацией своей жизни и охраны
здоровья (режим, правильное питание, закаливание, безопасность,
опасная ситуация);
описывать условия жизни на Земле, отличие нашей плане-ты от
других планет Солнечной системы;

создавать небольшие описания на предложенную тему (напри-мер,
«Моя семья», «Какие бывают профессии?», «Что «умеют» органы
чувств?», «Лес — природное сообщество» и другие);
создавать высказывания-рассуждения (например, признаки животного
и растения как живого существа; связь изменений в живой природе с
явлениями неживой природы);
приводить примеры растений и животных, занесённых в Красную
книгу России (на примере своей местности);
описывать современные события от имени их участника..

Регулятивные универсальные учебные действия:
следовать образцу, предложенному плану и инструкции при решении
учебной задачи;
контролировать с небольшой помощью учителя последова-тельность
действий по решению учебной задачи;
оценивать результаты своей работы, анализировать оценку учителя и
одноклассников, спокойно, без обид принимать со-веты и замечания..

Совместная деятельность:
строить свою учебную и игровую деятельность, житейские ситуации в
соответствии с правилами поведения, принятыми в обществе;
оценивать жизненные ситуации с точки зрения правил пове-дения,
культуры общения, проявления терпения и уважения к собеседнику;
проводить в парах (группах) простые опыты по определению свойств
разных веществ (вода, молоко, сахар, соль, железо), совместно намечать
план работы, оценивать свой вклад в об-щее дело;
определять причины возможных конфликтов,
предложенных) способы их разрешения..

выбирать

(из

3 КЛАСС
Человек и общество
Общество как совокупность людей, которые объединены об-щей
культурой и связаны друг с другом совместной деятельно-стью во имя
общей цели.. Наша Родина — Российская Федера-ция.. Уникальные
памятники культуры России, родного края.. Государственная символика
Российской Федерации и своего региона.. Города Золотого кольца
России.. Народы России.. Уважение к культуре, традициям своего народа
и других наро-дов, государственным символам России..

Семья — коллектив близких, родных людей.. Семейный бюд-жет,
доходы и расходы семьи.. Уважение к семейным ценностям..
Правила нравственного поведения в социуме.. Внимание,
уважительное отношение к людям с ограниченными возмож-ностями
здоровья, забота о них..
Значение труда в жизни человека и общества.. Трудолюбие как
общественно значимая ценность в культуре народов Рос-сии..
Особенности труда людей родного края, их профессии..
Страны и народы мира.. Памятники природы и культуры — символы
стран, в которых они находятся..

Человек и природа
Методы изучения природы.. Карта мира.. Материки и части света..
Вещество.. Разнообразие веществ в окружающем мире..
Примеры веществ: соль, сахар, вода, природный газ.. Твёр-дые тела,
жидкости, газы.. Простейшие практические работы с веществами,
жидкостями, газами..
Воздух — смесь газов.. Свойства воздуха.. Значение воздуха для
растений, животных, человека.. Вода.. Свойства воды.. Со-стояния воды,
её распространение в природе, значение для живых организмов и
хозяйственной жизни человека.. Кругово-рот воды в природе.. Охрана
воздуха, воды.. Горные породы и минералы.. Полезные ископаемые, их
значение в хозяйстве че-ловека, бережное отношение людей к полезным
ископаемым.. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера)..
Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной жизни
человека..
Первоначальные представления о бактериях.. Грибы: строе-ние
шляпочных грибов.. Грибы съедобные и несъедобные.. Раз-нообразие
растений.. Зависимость жизненного цикла организ-мов от условий
окружающей среды.. Размножение и развитие растений.. Особенности
питания и дыхания растений.. Роль растений в природе и жизни людей,
бережное отношение чело-века к растениям.. Условия, необходимые для
жизни растения (свет, тепло, воздух, вода).. Наблюдение роста растений,
фик-сация изменений.. Растения родного края, названия и краткая
характеристика на основе наблюдений.. Охрана растений..
Разнообразие животных.. Зависимость жизненного цикла ор-ганизмов
от условий окружающей среды.. Размножение и раз-витие животных
(рыбы, птицы, звери).. Особенности питания животных.. Цепи питания..
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища)..
Роль животных в при-роде и жизни людей, бережное отношение
человека к живот-

ным.. Охрана животных.. Животные родного края, их назва-ния, краткая
характеристика на основе наблюдений..
Природные сообщества: лес, луг, пруд.. Взаимосвязи в при-родном
сообществе: растения — пища и укрытие для живот-ных; животные —
распространители плодов и семян растений.. Влияние человека на
природные сообщества.. Природные сооб-щества родного края (2—3
примера на основе наблюдений).. Правила нравственного поведения в
природных сообществах..
Человек — часть природы.. Общее представление о строении тела
человека.. Системы органов (опорно-двигательная, пище-варительная,
дыхательная, кровеносная, нервная, органы чувств), их роль в
жизнедеятельности организма.. Измерение температуры тела человека,
частоты пульса..

Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: двигательная активность (утренняя зарядка,
динамические паузы), закаливание и профилактика заболеваний.. Забота
о здоровье и безопасности окружающих людей.. Безопасность во дворе
жилого дома (правила переме-щения внутри двора и пересечения
дворовой проезжей части, безопасные зоны электрических, газовых,
тепловых подстан-ций и других опасных объектов инженерной
инфраструктуры жилого дома, предупреждающие знаки безопасности)..
Прави-ла безопасного поведения пассажира железнодорожного, водно-го
и авиатранспорта (правила безопасного поведения на вокза-лах и в
аэропортах, безопасное поведение в вагоне, на борту самолёта, судна;
знаки
безопасности)..
Безопасность
в
инфор-мационнотелекоммуникационной сети «Интернет» (ориенти-рование в признаках
мошеннических действий, защита персо-нальной информации, правила
коммуникации в мессенджерах
и социальных группах) в условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»..
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

Познавательные универсальные учебные действия:
проводить несложные наблюдения в природе (сезонные из-менения,
поведение животных) по предложенному и самостоя-тельно
составленному плану; на основе результатов совмест-ных с
одноклассниками наблюдений (в парах, группах) делать выводы;
устанавливать зависимость между внешним видом, особен-ностями
поведения и условиями жизни животного;

определять (в процессе рассматривания объектов и явлений)
существенные признаки и отношения между объектами и яв-лениями;
моделировать цепи питания в природном сообществе; различать
понятия «век», «столетие», «историческое время»; соотносить
историческое событие с датой (историческим периодом)..
Работа с информацией:
понимать, что работа с моделями Земли (глобус, карта) мо-жет дать
полезную и интересную информацию о природе на-шей планеты;
находить на глобусе материки и океаны, воспро-изводить их названия;
находить на карте нашу страну, столи-цу, свой регион;
читать несложные планы, соотносить условные обозначения с
изображёнными объектами;
находить по предложению учителя информацию в разных источниках:
текстах, таблицах, схемах, в том числе в инфор-мационнокоммуникационной сети «Интернет» (в условиях контролируемого
входа);
соблюдать правила безопасности при работе в информацион-ной
среде..

Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях, соотносить понятия и терми-ны с их
краткой характеристикой:
понятия и термины, связанные с социальным миром (безо-пасность,
семейный бюджет, памятник культуры);
понятия и термины, связанные с миром природы (планета, материк,
океан, модель Земли, царство природы, природное сообщество, цепь
питания, Красная книга);
понятия и термины, связанные с безопасной жизнедеятель-ностью
(знаки дорожного движения, дорожные ловушки, опас-ные ситуации, их
предвидение);
описывать (характеризовать) условия жизни на Земле; описывать
схожие, различные, индивидуальные признаки
на основе сравнения объектов природы;
приводить примеры, кратко характеризовать представителей разных царств природы;
называть признаки (характеризовать) животного (растения)
как живого организма;
описывать (характеризовать) отдельные страницы истории
нашей страны (в пределах изученного)..

Регулятивные универсальные учебные действия:
планировать шаги по решению учебной задачи, контролиро-вать свои
действия (при небольшой помощи учителя);
устанавливать причину возникающей трудности или ошиб-ки,
корректировать свои действия..

Совместная деятельность:
участвуя в совместной деятельности, выполнять роли руко-водителя
(лидера), подчинённого;
оценивать результаты деятельности участников, положи-тельно
реагировать на советы и замечания в свой адрес;
выполнять правила совместной деятельности, признавать право
другого человека иметь собственное суждение, мнение; самостоятельно
разрешать возникающие конфликты с учётом этики общения..

4 КЛАСС
Человек и общество
Конституция — Основной закон Российской Федерации..
Права и обязанности гражданина Российской Федерации.. Президент
Российской
Федерации
—
глава
государства..
Поли-тикоадминистративная карта России.. Общая характеристика родного края,
важнейшие достопримечательности, знаменитые соотечественники..
Города России.. Святыни городов России.. Главный город родного
края: достопримечательности, история и характери-стика отдельных
исторических событий, связанных с ним..
Праздник в жизни общества как средство укрепления обще-ственной
солидарности и упрочения духовных связей между соотечественниками..
Новый год, День защитника Отечества, Международный женский день,
День весны и труда, День По-беды, День России, День народного
единства, День Конститу-ции.. Праздники и памятные даты своего
региона.. Уважение к культуре, истории, традициям своего народа и
других наро-дов, государственным символам России..
История Отечества.. Лента времени и историческая карта.. Наиболее
важные и яркие события общественной и культур-ной жизни страны в
разные исторические периоды: государство Русь, Московское
государство, Российская империя, СССР,
Российская Федерация.. Картины быта, труда, духовно-нравственные и
культурные традиции людей в разные истори-ческие времена..
Выдающиеся люди разных эпох как носители базовых национальных
ценностей.. Наиболее значимые объекты

списка Всемирного культурного наследия в России и за рубе-жом..
Охрана памятников истории и культуры.. Посильное уча-стие в охране
памятников истории и культуры своего края..
Личная ответственность каждого человека за сохранность историкокультурного наследия своего края..
Правила нравственного поведения в социуме, отношение к людям
независимо от их национальности, социального статуса, религиозной
принадлежности..

Человек и природа
Методы познания окружающей природы: наблюдения, срав-нения,
измерения, опыты по исследованию природных объек-тов и явлений..
Солнце — ближайшая к нам звезда, источник света и тепла для всего
живого на Земле.. Характеристика пла-нет Солнечной системы..
Естественные спутники планет.. Сме-на дня и ночи на Земле.. Вращение
Земли как причина смены дня и ночи.. Обращение Земли вокруг Солнца
и смена времён года.. Формы земной поверхности: равнины, горы,
холмы, ов-раги (общее представление, условное обозначение равнин и
гор на карте).. Равнины и горы России.. Особенности поверхно-сти
родного края (краткая характеристика на основе наблюде-ний)..
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд, бо-лото); река как
водный поток; использование рек и водоёмов человеком.. Крупнейшие
реки и озёра России, моря, омываю-щие её берега, океаны.. Водоёмы и
реки родного края (назва-ния, краткая характеристика на основе
наблюдений)..
Наиболее значимые природные объекты списка Всемирного наследия
в России и за рубежом (2—3 объекта)..
Природные зоны России: общее представление, основные природные
зоны (климат, растительный и животный мир, осо-бенности труда и быта
людей, влияние человека на при\роду изучаемых зон, охрана природы)..
Связи в природных зонах..
Некоторые доступные для понимания экологические пробле-мы
взаимодействия человека и природы.. Охрана природных богатств: воды,
воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира..
Правила нравственного поведения в природе.. Международная Красная
книга (отдельные при\меры)..

Правила безопасной жизнедеятельности
Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек.. Безопасность
в городе (планирование маршрутов с учётом транспортной
инфраструктуры города; правила безопасного поведения в общественных
местах, зонах отдыха, учреждениях

культуры).. Правила безопасного поведения велосипедиста
с учётом дорожных знаков и разметки, сигналов и средств за-щиты
велосипедиста, правила использования самоката и дру-гих средств
индивидуальной мобильности.. Безопасность в ин-формационнотелекоммуникационной
сети
«Интернет»
(поиск
достоверной
информации, опознавание государственных обра-зовательных ресурсов и
детских развлекательных порталов) в условиях контролируемого доступа
в информационно-теле-коммуникационную сеть «Интернет»..
УНИВЕРСАЛЬНЫЕ УЧЕБНЫЕ ДЕЙСТВИЯ
(ПРОПЕДЕВТИЧЕСКИЙ УРОВЕНЬ)

Познавательные универсальные учебные действия:
устанавливать последовательность этапов возрастного разви-тия
человека;
конструировать в учебных и игровых ситуациях правила безопасного
поведения в среде обитания;
моделировать схемы природных объектов (строение почвы; движение
реки, форма поверхности);
соотносить объекты природы с принадлежностью к опреде-лённой
природной зоне;
классифицировать природные объекты по принадлежности к
природной зоне;
определять разрыв между реальным и желательным состоя-нием
объекта (ситуации) на основе предложенных учителем вопросов..
Работа с информацией:
использовать умения работать с информацией, представлен-ной в
разных формах; оценивать объективность информации, учитывать
правила безопасного использования электронных образовательных и
информационных ресурсов;
использовать для уточнения и расширения своих знаний об
окружающем мире словари, справочники, энциклопедии,
в том числе и информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»
(в условиях контролируемого выхода);
делать сообщения (доклады) на предложенную тему на осно-ве
дополнительной информации, подготавливать презентацию, включая в
неё иллюстрации, таблицы, диаграммы..

Коммуникативные универсальные учебные действия:
ориентироваться в понятиях: организм, возраст, система органов;
культура, долг, соотечественник, берестяная грамота,

первопечатник, иконопись, объект Всемирного природного и
культурного наследия;
характеризовать человека как живой организм: раскрывать функции
различных систем органов; объяснять особую роль нервной системы в
деятельности организма;
создавать текст-рассуждение: объяснять вред для здоровья и
самочувствия организма вредных привычек;
описывать ситуации проявления нравственных качеств: отзывчивости, доброты, справедливости и других;
составлять краткие суждения о связях и зависимостях в природе (на
основе сезонных изменений, особенностей жизни природных зон,
пищевых цепей);
составлять небольшие тексты по теме «Права и обязанности
гражданина Российской Федерации»;
создавать небольшие тексты о знаменательных страницах истории
нашей страны (в рамках изученного)..

Регулятивные универсальные учебные действия:
самостоятельно планировать алгоритм решения учебной за-дачи;
предвидеть трудности и возможные ошибки; контролировать процесс
и результат выполнения задания,
корректировать учебные действия при необходимости; адекватно
принимать оценку своей работы; планировать работу над ошибками;
находить ошибки в своей и чужих работах, устанавливать
их причины..

Совместная деятельность:
выполнять правила совместной деятельности при выполне-нии разных
ролей: руководителя, подчинённого, напарника, члена большого
коллектива;
ответственно относиться к своим обязанностям в процессе совместной
деятельности, объективно оценивать свой вклад в общее дело;
анализировать ситуации, возникающие в процессе совмест-ных игр,
труда, использования инструментов, которые могут стать опасными для
здоровья и жизни других людей..

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА «ОКРУЖАЮЩИЙ МИР»

ЛИЧНОСТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные результаты изучения учебного предмета «Окру-жающий
мир» характеризуют готовность обучающихся руко-водствоваться
традиционными
российскими
социокультурны-ми
и
духовнонравственными ценностями, принятыми в обще-стве правилами и
нормами поведения и должны отражать приобретение первоначального
опыта деятельности обучаю-щихся, в части:

гражданско-патриотического воспитания:
становление ценностного отношения к своей Родине — России;
понимание особой роли многонациональной России в современном мире;
осознание своей этнокультурной и российской гражданской
идентичности, принадлежности к российскому народу, к своей
национальной общности;
сопричастность к прошлому, настоящему и будущему своей страны и
родного края;
проявление интереса к истории и многонациональной куль-туре своей
страны, уважения к своему и другим народам;
первоначальные представления о человеке как члене общества,
осознание прав и ответственности человека как члена \общества;

духовно-нравственного воспитания:
проявление культуры общения, уважительного отношения к людям, их
взглядам, признанию их индивидуальности;
принятие существующих в обществе нравственно-этических норм
поведения и правил межличностных отношений, кото-рые строятся на
проявлении
гуманизма,
сопереживания,
ува-жения
и
доброжелательности;
применение
правил
совместной
деятельности,
проявление
способности договариваться, неприятие любых форм поведе-ния,
направленных на причинение физического и морального вреда другим
людям;

эстетического воспитания:
понимание особой роли России в развитии общемировой художественной культуры, проявление уважительного отноше-ния,
восприимчивости и интереса к разным видам искусства, традициям и
творчеству своего и других народов;

использование полученных знаний в продуктивной и преоб-разующей
деятельности, в разных видах художественной дея-тельности;

физического воспитания, формирования культуры
здоровья и эмоционального благополучия:
соблюдение правил организации здорового и безопасного (для себя и
других людей) образа жизни; выполнение правил безопасного поведении
в окружающей среде (в том числе ин-формационной);
приобретение опыта эмоционального отношения к среде оби-тания,
бережное отношение к физическому и психическому здоровью;

трудового воспитания:
осознание ценности трудовой деятельности в жизни челове-ка и
общества, ответственное потребление и бережное отноше-ние к
результатам труда, навыки участия в различных видах трудовой
деятельности, интерес к различным профессиям;

экологического воспитания:
осознание роли человека в природе и обществе, принятие
экологических норм поведения, бережного отношения к при-роде,
неприятие действий, наносящих ей вред;

ценности научного познания:
осознание ценности познания для развития человека, необ-ходимости
самообразования и саморазвития;
проявление познавательного интереса, активности, инициа-тивности,
любознательности и самостоятельности в расшире-нии своих знаний, в
том числе с использованием различных информационных средств..

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Познавательные универсальные учебные действия
Базовые логические действия:
понимать целостность окружающего мира (взаимосвязь при-родной и
социальной среды обитания), проявлять способность ориентироваться в
изменяющейся действительности;
на основе наблюдений доступных объектов окружающего мира
устанавливать связи и зависимости между объектами (часть — целое;
причина — следствие; изменения во времени и в пространстве);

сравнивать объекты окружающего мира, устанавливать ос-нования для
сравнения, устанавливать аналогии;
объединять части объекта (объекты) по определённому при-знаку;
определять
существенный
признак
для
классификации,
классифицировать предложенные объекты;
находить закономерности и противоречия в рассматривае-мых фактах,
данных и наблюдениях на основе предложенного алгоритма;
выявлять
недостаток
информации
для
решения
(практической) задачи на основе предложенного алгоритма..

учебной

Базовые исследовательские действия:
проводить (по предложенному и самостоятельно составлен-ному
плану
или выдвинутому предположению) наблюдения, несложные опыты;
проявлять интерес к экспериментам, проводимым под руко-водством
учителя;
определять разницу между реальным и желательным состо-янием
объекта (ситуации) на основе предложенных вопросов; формулировать с
помощью учителя цель предстоящей рабо-ты, прогнозировать возможное
развитие процессов, событий и
последствия в аналогичных или сходных ситуациях; моделировать
ситуации на основе изученного материала о связях в природе (живая и неживая природа, цепи питания; при-родные
зоны), а также в социуме (лента времени; поведение и его последствия;
коллективный труд и его результаты и другое); проводить по
предложенному плану опыт, несложное иссле-дование по установлению
особенностей объекта изучения и свя-зей между объектами (часть —
целое, причина — следствие); формулировать выводы и подкреплять их
доказательствами на основе результатов проведённого наблюдения
(опыта, измерения, исследования)..
Работа с информацией:
использовать различные источники для поиска информа-ции,
выбирать источник получения информации с учётом учебной задачи;
находить в предложенном источнике информацию, пред-ставленную в
явном виде, согласно заданному алгоритму;
распознавать
достоверную
и
недостоверную
информацию
самостоятельно или на основе предложенного учителем спосо-ба её
проверки;

находить и использовать для решения учебных задач тексто-вую,
графическую, аудиовизуальную информацию;
читать и интерпретировать графически представленную ин-формацию:
схему, таблицу, иллюстрацию;
соблюдать правила информационной безопасности в услови-ях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуни-кационную
сеть «Интернет» (с помощью учителя);
анализировать
и
создавать
текстовую,
видеоинформацию,
графическую, звуковую информацию в соответствии с учебной задачей;
фиксировать полученные результаты в текстовой форме (отчёт,
выступление, высказывание) и графическом виде (ри-сунок, схема,
диаграмма)..

Коммуникативные универсальные учебные действия:
в процессе диалогов задавать вопросы, высказывать сужде-ния,
оценивать выступления участников;
признавать возможность существования разных точек зре-ния;
корректно и аргументированно высказывать своё мнение; приводить
доказательства своей правоты;
соблюдать правила ведения диалога и дискуссии; проявлять
уважительное отношение к собеседнику;
использовать смысловое чтение для определения темы, глав-ной
мысли текста о природе, социальной жизни, взаимоотно-шениях и
поступках людей;
создавать устные и письменные тексты (описание, рассужде-ние,
повествование);
конструировать обобщения и выводы на основе полученных
результатов наблюдений и опытной работы, подкреплять их
доказательствами;
находить ошибки и восстанавливать деформированный текст об
изученных объектах и явлениях природы, событиях соци-альной жизни;
готовить небольшие публичные выступления с возможной
презентацией (текст, рисунки, фото, плакаты и другое) к тек-сту
выступления..

Регулятивные универсальные учебные действия:
Самоорганизация:
планировать самостоятельно или с помощью учителя дей-ствия по
решению учебной задачи;
выстраивать последовательность выбранных действий и опе-раций..

Самоконтроль:
осуществлять контроль процесса и результата своей деятель-ности;
находить ошибки в своей работе и устанавливать их причины;
корректировать свои действия при необходимости (с небольшой помощью учителя);
предвидеть возможность возникновения трудностей и оши-бок,
предусматривать способы их предупреждения, в том числе в житейских
ситуациях, опасных для здоровья и жизни..
Самооценка:
объективно оценивать результаты своей деятельности, соот-носить
свою оценку с оценкой учителя;
оценивать целесообразность выбранных способов действия, при
необходимости корректировать их..

Совместная деятельность:
понимать значение коллективной деятельности для успеш-ного
решения учебной (практической) задачи; активно уча-ствовать в
формулировании краткосрочных и долгосрочных целей совместной
деятельности (на основе изученного матери-ала по окружающему миру);
коллективно строить действия по достижению общей цели:
распределять роли, договариваться, обсуждать процесс и ре-зультат
совместной работы;
проявлять готовность руководить, выполнять поручения, подчиняться;
выполнять
правила
совместной
деятельности:
справедливо
распределять и оценивать работу каждого участника; считать-ся с
наличием разных мнений;
не допускать конфликтов, при их возникновении мирно раз-решать их
без участия взрослого;
ответственно выполнять свою часть работы..

ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1 класс
К концу обучения в первом классе обучающийся научится: называть
себя и членов своей семьи по фамилии, имени,
отчеству, профессии членов своей семьи, домашний адрес и адрес своей
школы; проявлять уважение к семейным ценностям
и традициям, соблюдать правила нравственного поведения в со-циуме и
на природе;

воспроизводить название своего населённого пункта, регио-на,
страны;
приводить примеры культурных объектов родного края, школьных
традиций и праздников, традиций и ценностей сво-ей семьи, профессий;
различать объекты живой и неживой природы, объекты, созданные
человеком, и природные материалы, части расте-ний (корень, стебель,
лист, цветок, плод, семя), группы жи-вотных (насекомые, рыбы, птицы,
звери);
описывать на основе опорных слов наиболее распространён-ные в
родном крае дикорастущие и культурные растения, ди-ких и домашних
животных; сезонные явления в разные време-на года; деревья,
кустарники, травы; основные группы живот-ных (насекомые, рыбы,
птицы, звери); выделять их наиболее существенные признаки;
применять правила ухода за комнатными растениями и до-машними
животными;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
групповые и индивидуальные наблюдения (в том числе за се-зонными
изменениями в природе своей местности), измерения (в том числе вести
счёт времени, измерять температуру воз\ духа) и опыты под
руководством учителя;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
обществе;
оценивать ситуации, раскрывающие позитивное и негатив-ное
отношение к природе; правила поведения в быту, в обще-ственных
местах;
соблюдать правила безопасности на учебном месте школь\ ника; во
время наблюдений и опытов; безопасно пользоваться бытовыми
электроприборами;
соблюдать правила здорового питания и личной гигиены;
соблюдать правила безопасного поведения пешехода;
соблюдать правила безопасного поведения в природе;
с\ помощью взрослых (учителя, родителей) пользоваться электронным
дневником и электронными образовательными и информационными
ресурсами..

2 класс
К концу обучения во втором классе обучающийся научится: находить
Россию на карте мира, на карте России Москву,
свой регион и его главный город;
узнавать государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг) и своего региона;

проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов, государственным символам России;
соблюдать правила нравственного поведе-ния в социуме и на природе;
распознавать изученные объекты окружающего мира по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружаю-щем мире;
приводить примеры изученных традиций, обычаев и празд-ников
народов родного края; важных событий прошлого и на-стоящего родного
края; трудовой деятельности и профессий жителей родного края;
проводить, соблюдая правила безопасного труда, несложные
наблюдения и опыты с природными объектами, измерения;
приводить примеры изученных взаимосвязей в природе, примеры,
иллюстрирующие значение природы в жизни чело-века;
описывать на основе предложенного плана или опорных слов
изученные культурные объекты (достопримечательности родного края,
музейные экспонаты);
описывать на основе предложенного плана или опорных слов
изученные природные объекты и явления, в том числе звёзды, созвездия,
планеты;
группировать изученные объекты живой и неживой приро-ды по
предложенным признакам;
сравнивать объекты живой и неживой природы на основе внешних
признаков;
ориентироваться на местности по местным природным при-знакам,
Солнцу, компасу;
создавать по заданному плану развёрнутые высказывания о природе и
обществе;
использовать для ответов на вопросы небольшие тексты о природе и
обществе;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме и в природе,
оценивать примеры позитивного и негативного отно-шения к объектам
природы, проявления внимания, помощи людям, нуждающимся в ней;
соблюдать правила безопасного поведения в школе, правила
безопасного поведения пассажира наземного транспорта и ме-тро;
соблюдать режим дня и питания;
безопасно использовать мессенджеры в условиях контроли-руемого
доступа в информационно-коммуникационную сеть «Интернет»;

безопасно осуществлять коммуникацию в школьных сообще-ствах с
помощью учителя (при необходимости)..

3 класс
К концу обучения в третьем классе обучающийся научится: различать
государственную символику Российской Федерации (гимн, герб, флаг);
проявлять уважение к государственным символам России и
своего региона;
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям, традициям
своего народа и других народов; соблюдать прави-ла нравственного
поведения в социуме;
приводить примеры памятников природы, культурных объ-ектов и
достопримечательностей родного края; столицы Рос-сии, городов
Российской Федерации с богатой историей и культурой; российских
центров декоративно-прикладного ис-кусства; проявлять интерес и
уважение к истории и культуре народов России;
показывать на карте мира материки, изученные страны мира;
различать расходы и доходы семейного бюджета; распознавать
изученные объекты природы по их описанию,
рисункам и фотографиям, различать их в окружающем мире;
проводить по предложенному плану или инструкции неболь-шие
опыты с природными объектами с использованием про-стейшего
лабораторного оборудования и измерительных при-боров; соблюдать
безопасность проведения опытов;
группировать изученные объекты живой и неживой приро-ды,
проводить простейшую классификацию;
сравнивать по заданному количеству признаков объекты живой и
неживой природы;
описывать на основе предложенного плана изученные объ-екты и
явления природы, выделяя их существенные признаки и характерные
свойства;
использовать различные источники информации о природе
и обществе для поиска и извлечения информации, ответов на вопросы;
использовать знания о взаимосвязях в природе, связи чело-века и
природы для объяснения простейших явлений и про-цессов в природе,
организме человека; фиксировать результа-ты наблюдений, опытной
работы, в процессе коллективной де-ятельности обобщать полученные
результаты и делать выводы;

создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе, человеке и обществе, сопровождая вы-ступление
иллюстрациями (презентацией);
соблюдать правила безопасного поведения пассажира железнодорожного, водного и авиатранспорта;
соблюдать основы здорового образа жизни, в том числе тре-бования к
двигательной активности и принципы здорового пи-тания;
соблюдать основы профилактики заболеваний;
соблюдать правила безопасного поведения во дворе жилого дома;
соблюдать правила нравственного поведения на природе; безопасно
использовать персональные данные в условиях
контролируемого доступа в информационно-коммуникацион-ную сеть
«Интернет»;
ориентироваться в возможных мошеннических действиях при
общении в мессенджерах..

4 класс
К концу обучения в четвёртом классе обучающийся научится:
проявлять уважение к семейным ценностям и традициям,
традициям своего народа и других народов, государственным символам
России;
соблюдать правила нравственного поведения в социуме; показывать на
физической карте изученные крупные географические объекты России (горы, равнины, реки, озёра, моря, омывающие
территорию России);
показывать на исторической карте места изученных истори-ческих
событий;
находить место изученных событий на ленте времени; знать основные
права и обязанности гражданина Российской Федерации;
соотносить изученные исторические события и исторических деятелей с веками и периодами истории России; рассказывать о
государственных праздниках России, наиболее важных событиях истории России, наиболее известных российских
исторических деятелях разных периодов, досто-примечательностях
столицы России и родного края;
описывать на основе предложенного плана изученные объ-екты,
выделяя их существенные признаки, в том числе госу-дарственную
символику России и своего региона;
проводить по предложенному/самостоятельно составленно-му плану
или выдвинутому предположению несложные на-

блюдения, опыты с объектами природы с использованием про-стейшего
лабораторного оборудования и измерительных при-боров, следуя
правилам безопасного труда;
распознавать изученные объекты и явления живой и нежи-вой
природы по их описанию, рисункам и фотографиям, раз-личать их в
окружающем мире;
группировать изученные объекты живой и неживой приро-ды,
самостоятельно выбирая признак для группировки; прово-дить
простейшие классификации; сравнивать объекты живой
и неживой природы на основе их внешних признаков и извест-ных
характерных свойств;
использовать знания о взаимосвязях в природе для объясне-ния
простейших явлений и процессов в природе (в том числе смены дня и
ночи, смены времён года, сезонных изменений в природе своей
местности, причины смены природных зон);
называть наиболее значимые природные объекты Всемирно-го
наследия в России и за рубежом (в пределах изученного);
называть экологические проблемы и определять пути их ре-шения;
создавать по заданному плану собственные развёрнутые высказывания о природе и обществе;
использовать различные источники информации для поиска
и извлечения информации, ответов на вопросы;
соблюдать правила нравственного поведения на природе; осознавать
возможные последствия вредных привычек для
здоровья и жизни человека;
соблюдать правила безопасного поведения при использова-нии объектов
транспортной инфраструктуры населённого пунк\ та, в театрах,
кинотеатрах, торговых центрах, парках и зонах отдыха, учреждениях
культуры (музеях, библиотеках и т.. д..); соблюдать правила безопасного
поведения при езде на вело-сипеде, самокате и других средствах
индивидуальной мобильности;
осуществлять безопасный поиск образовательных ресурсов и
верифицированной
информации
в
информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
соблюдать правила безопасного для здоровья использования
электронных образовательных и информационных ресурсов..

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
1 КЛАСС (66 ЧАСОВ)
№
1

Тема,
раздел курса
Человек
и общество.
16 часов

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся

Школьные традиции и праздники.. Классный, школьный коллектив, совместная
деятельность..
Одноклассники,
взаимоотношения между ними; ценность дружбы, взаимной помощи..
Рабочее место школьника..
Правила безопасной работы
на учебном месте, режим труда и
отдыха

Экскурсия по школе, знакомство с помещениями.. Обсуждение ситуаций по теме, например,
«Правила поведения в классе и в школе».. Беседа по теме, например, «Как содержать рабочее
место в порядке»

Россия.. Москва — столица России.. Народы России..
Первоначальные сведения
о родном крае.. Название своего
населённого пункта (города, села), региона.. Культурные объекты родного края.. Труд людей..
Ценность и красота рукотворного
мира.. Правила поведения в социуме

Просмотр и обсуждение иллюстраций, видео\
фрагментов и других материалов (по выбору) на
темы «Москва — столица России», «Экскурсия
по Москве»..
Экскурсии, целевые прогулки, просмотр иллюстраций, видеофрагментов и других материалов
(по выбору) на тему «Москва — столица России», о родном крае, труде людей.. Рассматривание и описание изделий народных промыслов
родного края и народов России..
Беседа по теме, например, «Правила поведения
в учреждениях культуры — в театре, музее, библиотеке»..

Продолжение
№

2

Тема,
раздел курса

Человек
и природа.
37 часов

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся

Моя семья в прошлом и настоящем.. Имена и фамилии членов
семьи, их профессии..
Взаимоотношения и
взаимопо\
мощь в семье.. Совместный труд и
отдых.. Домашний адрес

Работа с иллюстративным материалом: рассматривание фото, репродукций на тему «Семья»..
Учебный диалог по теме, например, «Что такое
семья».. Рассказы детей по теме, например, «Как
наша семья проводит свободное время»

Природа и предметы, созданные
человеком.. Природные
материалы.. Бережное отношение к предметам, вещам, уход за ними..
Неживая и живая природа.. Погода и термометр.. Наблюдение за
погодой своего края..
Сезонные изменения в
природе..
Взаимосвязи между человеком и
природой.. Правила нравственного и безопасного поведения
в природе

Учебный диалог по теме, например, «Почему
люди должны оберегать и охранять природу»..
Обсуждение ситуаций по теме, например, «Правила поведения в природе».. Экскурсии по теме,
например,
«Сезонные изменения в природе, наблюдение
за погодой».. Практическая работа по теме, например, «Измеряем температуру»..
Работа с иллюстративным материалом: «Живая
и неживая природа»

Растения ближайшего окружения
(узнавание, называние, краткое
описание)..
Лиственные и хвойные растения..
Дикорастущие и культурные растения.. Части растения (называ-

Экскурсия.. Сравнение внешнего вида деревьев,
кустарников, трав.. Определение названия по
внешнему виду дерева.. Работа с иллюстративным материалом: деление растений на две группы — дикорастущие и культурные.. Учебный
диалог по теме, например, «Чем различаются

3

Правила
безопасной
жизнедеятельности.
7 часов

ние, краткая характеристика значения для жизни растения):
корень, стебель, лист,
цветок,
плод, семя.. Комнатные растения,
правила содержания
и ухода

дикорастущие и культурные растения?».. Практическая работа по теме, например, «Найдите
у растений их части».. Рассматривание и зарисовка разнообразия частей растения: разные листья, разные цветки и плоды, разные корни (по
выбору).. Практическая работа по теме, например, «Учимся ухаживать за растениями уголка
природы»

Разные группы животных (звери,
насекомые, птицы, рыбы и другие).. Домашние и дикие животные (различия в условиях жизни).. Забота о домашних питомцах

Игра-соревнование по теме, например, «Кто
больше назовёт насекомых (птиц, зверей…)»..
Наблюдения за поведением животных в естественных условиях: повадки птиц, движения
зверей, условия обитаний насекомых (во время
экскурсий, целевых прогулок, просмотра видеоматериалов)..
Логическая задача: найди ошибку в иллюстрациях — какое животное попало в эту группу неправильно.. Рассказы детей по теме, например,
«Мой домашний питомец»

Необходимость соблюдения режима дня, правил здорового питания и личной гигиены..
Правила безопасности
в быту:
пользование
бытовыми
электроприборами,
газовыми
плитами..
Дорога от дома до школы..
Правила безопасного поведения
пешехода (дорожные знаки, дорожная разметка, дорожные сигналы)

Беседа по теме, например, «Что такое режим
дня»: обсуждение режима дня первоклассника..
Рассказ учителя «Что такое правильное питание».. Практическое занятие (при наличии условий) в кабинете технологии «Правила пользования газовой и электроплитой».. Составление
памятки по теме, например, «Телефоны экстренных служб».. Дидактическая игра по теме,
например, «Правила поведения на улицах и дорогах, дорожные знаки»

Продолжение
№

Тема,
раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся

Безопасность
в информационно-телекоммуникационной
сети
«Интернет»
(электронный
дневник и электронные ресурсы школы) в условиях контролируемого
доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»..
Резерв: 6 часов

Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных
часов на их изучение носят рекомендательный характер и мо-гут быть
скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности
реализации дифференциации содержания с учётом обра-зовательных
потребностей и интересов обучающихся..

2 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
№
1

Тема,
раздел курса
Человек
и общество.
16 часов

Программное содержание
Наша Родина — Россия, Российская Федерация.. Россия и её столица на карте.. Государственные
символы России, символика своего региона.. Москва — столица..
Достопримечательности Москвы..
Страницы истории Москвы.. Города России.. Свой регион и его столица на карте Российской Федерации.. Россия — многонациональное
государство..
Народы
России,
их традиции,
обычаи,
праздники..
Родной край, его
природные и культурные достопримечательности.. Значимые события
истории родного края..
Свой регион и его главный город
на карте.. Хозяйственные занятия, профессии жителей родного
края.. Значение труда в жизни человека и общества

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся
Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций,
чтение текстов о федеративном устройстве России, о многонациональном составе населения
страны.. Игра-путешествие по теме, например,
«Работаем экскурсоводами, проводим экскурсии
по Москве, Санкт-Петербургу».. Рассказ учителя
по теме, например, «История возникновения
Москвы»..
Работа с картой: Россия, Москва, Санкт-Петербург, наш регион на карте Российской Федерации..
Чтение текстов учебника о народах России, об
их традициях, обычаях, праздниках..
Составление сообщения об истории родного края
(при помощи взрослых, с использованием дополнительных источников информации)..
Учебный диалог по теме, например, «Зачем человек трудится?»..
Дидактическая игра по теме, например, «Профессии города и села».. Логическая задача по теме, например, «Разделим картинки на три группы: профессии, которые есть только в городе;
профессии села; профессии, которые есть и в селе, и в городе»

Продолжение
№

2

Тема,
раздел курса

Человек
и природа.
34 часа

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся

Семья — коллектив.. Семейное
древо.. Семейные ценности и традиции.. Совместный труд и отдых.. Участие детей в делах семьи

Учебный диалог по теме, например, «Послушаем друг друга, расскажем о своей семье».. Обсуждение обязанностей в семье, семейных традиций, совместный труд и отдых..
Практическая работа по теме, например, «Составление схемы родословного древа семьи»

Правила культурного поведения
в общественных местах.. Доброта,
справедливость, честность, уважение к чужому мнению
и особенностям других людей —
главные правила взаимоотношений членов общества

Учебный диалог по теме, например, «Оцени себя — умеешь ли ты сдерживать эмоции?».. Анализ ситуаций, раскрывающих примеры гуманного отношения к людям.. Работа в группе: работа с пословицами, сравнение и группировка
слов по противоположному значению (добрый —
злой, смелый — трусливый, правдивый — лживый и другие)

Наблюдения, опыты, измерения..
Звёзды и созвездия, наблюдения
звёздного неба.. Планеты..
Чем Земля отличается от других
планет.. Условия жизни на Земле..
Изображения Земли: глобус, карта, план.. Карта мира.. Материки,
океаны.. Определение сторон горизонта при помощи компаса..
Компас, его устройство, ориентирование на местности..

Учебный диалог по теме, например, «Чем Земля
отличается от других планет»..
Просмотр и обсуждение иллюстраций, видео\
фрагментов и других материалов (по выбору) на
тему «Звёздное небо.. Созвездия»..
Практическая работа с глобусом.. Рассказ учителя, работа с текстом учебника: описание и особенности океанов и материков на Земле.. Практическая работа с картой «Как показывать объекты на настенной карте»

Многообразие растений.. Деревья,
кустарники, травы.. Дикорастущие и культурные растения.. Связи в природе..
Годовой ход изменений в жизни
растения

Экскурсия в парк: сравнение деревьев, кустарников, трав.. Игра-соревнование по теме, например, «Кто больше вспомнит названий деревьев»..
Коммуникативная деятельность: описание растений по иллюстрациям и живым объектам..
Классификация растений (по иллюстрациям):
дикорастущие — культурные.. Практическая работа по теме, например, «Рассматривание растений, обсуждение условий благополучного роста
и развития растения»..
Работа в группах с иллюстративным материалом: составление коллективного рассказа по теме, например, «Каким бывает растение в разные
сезоны»

Мир животных (фауна).. Насекомые, рыбы, птицы, звери, зем\
новодные, пресмыкающиеся: общая характеристика (особенности
внешнего вида, движений, питания, размножения)..
Сезонная жизнь животных

Дидактическая игра по теме, например, «Угадай
животное по описанию».. Логическая задача
по теме, например, «Найди ошибку — какое
животное попало в эту группу случайно».. Учебный диалог с использованием иллюстративного
материала по теме, например, «Как живут животные в разные времена года».. Ролевая игра по
теме, например, «Собрание в лесу — кто как готовится к зиме».. Работа в группах: подготовьте
вопросы о жизни животных для других групп

Красная книга России, её значение, отдельные представители
растений и животных Красной
книги.. Заповедники, природные
парки.. Охрана природы.. Правила

Учебный диалог по теме, например, «Что такое
Красная книга?».. Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов
(по выбору) на тему «Растения и животные
Красной книги»..

Продолжение
№

3

Тема,
раздел курса

Правила
безопасной
жизнедеятельности.
12 часов

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся

нравственного поведения на природе

Рассказ учителя «Растения и животные нашего
края, занесённые в Красную книгу».. Коллективное составление памятки по теме, например,
«Правила поведения в заповедных местах»..
Работа в группе: чтение текстов учебника и
использование полученной информации для
подготовки собственного рассказа о Красной
книге.. Коллективное составление плана рассказа о редком растении и животном

Здоровый образ
жизни: режим
дня (чередование
сна,
учебных
занятий, двигательной
активности) и рациональное питание (количество приёмов пищи и рацион
питания).. Физическая культура,
закаливание, игры на
воздухе
как условие сохранения и укрепления здоровья.. Правила безопасности в школе (маршрут до
школы, правила поведения на занятиях, переменах, при приёмах
пищи, а также на пришкольной
территории).. Правила безопасного поведения пассажира наземного транспорта и метро.. Номера
телефонов экстренной помощи..

Учебный диалог по теме, например, «Зачем нужен режим дня? Почему нужно правильно питаться?».. Беседа по теме, например, «Что может случиться на прогулке, на игровой площадке, дома и в школе, если не соблюдать
правила безопасности».. Ролевая игра по теме,
например, «Мы — пешеходы»..
Анализ дорожных ситуаций.. Работа в паре: соотнесение изображений и названий дорожных
знаков.. Практическая работа по теме, например,
«Учимся соблюдать изученные правила безопасности под руководством инструктора ГИБДД
или учителя»..
Обсуждение с опорой на иллюстрации потенциальных опасностей бытовых предметов и ситуаций.. Беседа по теме, например, «Правила поведения в общественном транспорте»..

Практическая работа (при наличии условий) по
теме, например, «Правила пользования компьютером»
Правила поведения при пользовании компьютером .
Безопасность
в информационно-телекоммуникационной
сети
«Интернет»
(коммуникация
в
мессенджерах
и
социальных
группах) в условиях контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную
сеть
«Интернет»
Резерв: 6 часов

Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных
часов на их изучение носят рекомендательный характер и мо-гут быть
скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности
реализации дифференциации содержания с учётом обра-зовательных
потребностей и интересов обучающихся .

3 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
№
1

Тема,
раздел курса
Человек
и общество.
20 часов

Программное содержание
Общество — совокупность людей,
которые объединены общей культурой и связаны друг с другом
совместной деятельностью во имя
общей цели . Наша Родина —
Российская Федерация — многонациональная страна . Особенности жизни, быта, культуры народов
Российской
Федерации .
Уникальные памятники культуры
(социальные и
природные
объекты) России, родного края .
Города Золотого кольца России .
Государственная символика Российской Федерации (гимн, герб,
флаг) и своего региона .
Уважение к культуре, истории,
традициям своего народа и других народов

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся
Рассказ учителя, рассматривание иллюстраций
на тему «Что такое общество» . Просмотр и обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и других материалов (по выбору) на тему «Жизнь народов нашей страны» .
Ролевая игра по теме, например, «Встречаем гостей из разных республик Российской Федерации»: рассказы гостей об их крае и народах,
рассказы для гостей о родном крае . Просмотр и
обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) по теме, например, «Уникальные памятники культуры России» .
Работа в группе: чтение текстов учебника и использование полученной информации для подготовки собственного рассказа о памятниках
культуры России .
Моделирование маршрута по Золотому кольцу
с использованием фотографий, достопримечательностей, сувениров и т . д .
Составление сообщения о городах Золотого кольца России с использованием дополнительных
источников информации (дифференцированное
задание)

2

Человек
и природа.
35 часов

Семья — коллектив
близких,
родных людей. Поколения в семье . Взаимоотношения в семье:
любовь, доброта, внимание, поддержка . Семейный бюджет, доходы и расходы семьи

Учебный диалог по теме, например, «Для чего
создаётся семья», «Почему семью называют
коллективом» .
Работа в группах: коллективный ответ на вопрос
«Какие бывают семьи?» .
Рассказ учителя «Что такое семейный бюджет» .
Беседа по теме, например, «Доходы и расходы
семьи» . Практическая работа по теме, например, «Моделирование семейного бюджета» (дифференцированное задание)

Страны и народы мира на карте .
Памятники природы и культуры — символы стран, в которых
они находятся

Практическая работа с картой: страны мира .
Работа в группах: самостоятельное составление
описания любой страны или народа мира (с использованием дополнительной литературы и ресурсов Интернета) . «Путешествие по странам
мира» (достопримечательности отдельных стран
мира, по выбору детей): рассматривание видеоматериалов, слайдов, иллюстраций . Символы
стран, с которыми знакомятся дети

Вещество . Разнообразие веществ
в окружающем мире . Твёрдые тела, жидкости, газы, их свойства .
Воздух — смесь газов . Свойства
воздуха . Значение для жизни .
Вода . Свойства воды . Состояния
воды, её распространение в природе, значение для жизни .
Круговорот воды в природе .
Охрана воздуха, воды .
Горные

Практические работы (наблюдение и опыты)
с веществами: текучесть, растворимость, окрашиваемость и другое .
Упражнения: классификация тел и веществ,
сравнение естественных и искусственных тел;
классификация твёрдых, жидких и газообразных веществ .
Демонстрация учебных экспериментов: состояния воды, свойства воздуха . Рассказ учителя,
анализ схемы круговорота воды в природе .

Продолжение
№

Тема,
раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся

породы и минералы . Полезные
ископаемые, их значение в хозяйстве человека . Полезные ископаемые
родного
края
(2—3
примера) . Почва, её состав, значение для живой природы и хозяйственной
деятельности
человека

Практические работы: горные породы и минералы — название, сравнение, описание .
Экскурсия: почвы (виды, состав, значение для
жизни природы и хозяйственной деятельности
людей)

Царства природы .
Бактерии,
общее представление .
Грибы: строение
шляпочного
гриба; съедобные и несъедобные
грибы .
Разнообразие растений . Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды . Размножение и развитие растений . Особенности питания и
дыхания растений .
Роль растений в природе и жизни людей, бережное
отношение
человека к растениям . Условия,
необходимые для жизни растения (свет, тепло, воздух, вода) .
Наблюдение
роста
растений,
фиксация
изменений . Растения

Рассказ учителя (чтение текста учебника) о бактериях . Рассматривание и описание особенностей внешнего вида бактерий .
Работа с иллюстративным материалом по теме,
например, «Какие грибы мы не положим в корзинку» . Рисование схемы «Шляпочный гриб» .
Рассказ учителя «Чем грибы отличаются от растений» .
Работа в группе: классификация растений из
списка, который предложили одноклассники .
Коллективное создание схемы по теме, например, «Условия жизни растений» . Рассказ-рассуждение о жизни растений .
Практическая работа в паре по теме, например,
«Размножения растений (побегом, листом, семенами)» .
Охраняемые растения родного края (наблюдение, рассматривание иллюстраций)

ния родного края, названия и
краткая характеристика . Охрана
растений
Разнообразие животных . Зависимость жизненного цикла организмов от условий окружающей среды . Размножение и развитие животных (рыбы, птицы, звери,
пресмыкающиеся, земноводные) .
Особенности питания животных .
Цепи питания .
Условия, необходимые для жизни животных (воздух, вода, тепло, пища) . Роль животных в природе и жизни людей, бережное
отношение человека к животным .
Охрана животных .
Животные родного края, их названия

Дидактическая игра по теме, например, «Каких
животных мы знаем» . Коллективное составление схемы по теме, например, «Разнообразие
животных» .
Упражнения: опиши животное, узнай животное,
найди ошибку в классификации животных .
Учебный диалог по теме, например, «Как животные питаются» . Составление и анализ цепей
питания .
Работа в парах: характеристика животных по
способу размножения (на основе справочной литературы), подготовка презентации .
Моделирование стадий размножения животных
(на примере земноводных, рыб) . Рассказ учителя по теме, например, «Как человек одомашнил животных» . Рассказы детей по теме, например, «Мой домашний питомец» . Просмотр и
обсуждение иллюстраций, видеофрагментов и
других материалов (по выбору) на тему «Охрана
животных»

Природные сообщества: лес, луг,
пруд . Взаимосвязи в природном
сообществе . Создание человеком
природных сообществ для хозяйственной деятельности, получения

Работа со словарём: определение значения слова
«сообщество» . Рассказ учителя по теме, например, «Что такое природное сообщество» . Учебный диалог по теме, например, «Особенности
леса (луга, водоёма) как сообщества» . Сравнение

Продолжение
№

3

Тема,
раздел курса

Правила
безопасной
жизнедеятельности.
7 часов

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся

продуктов
питания (поле, сад,
огород) .
Природные
сообщества родного
края (примеры) .
Правила поведения в лесу, на водоёме, на лугу

понятий: естественные сообщества, искусственные сообщества . Беседа по теме, например,
«Для чего человек создает новые сообщества?» .
Обсуждение ситуаций, раскрывающих правила
положительного и отрицательного отношения
к природе

Человек — часть природы . Общее
представление о строении тела
человека . Системы органов (опорно-двигательная, пищеварительная, дыхательная, кровеносная,
нервная, органы чувств), их роль
в жизнедеятельности организма .
Гигиена отдельных органов и систем органов человека .
Измерение температуры тела человека, частоты пульса

Обсуждение текстов учебника, объяснения учителя «Строение тела человека» . Рассматривание
схемы строения тела человека: называние, описание функций разных систем органов .
Практическая работа по теме, например, «Измерение температуры тела и частоты пульса»

Здоровый
образ жизни; забота
о здоровье и безопасности окружающих людей . Безопасность во
дворе жилого дома (внимание к
зонам электрических,
газовых,
тепловых подстанций
и других
опасных объектов; предупреждающие знаки безопасности) .

Практическая работа по теме, например, «Рассматривание
знаков
(опасно,
пожароопасно,
взрывоопасно;
внимание —
автопогрузчик;
электрический ток; малозаметное препятствие;
падение с высоты), коллективное объяснение их
значения» . Анализ ситуаций по теме, например,
«Что может произойти, если…», Ролевая игра
по теме, например,
«Расскажи
малышу, как

Транспортная безопасность пас-сажира
разных видов транспорта, правила
поведения на вокзалах,
в аэропортах, на борту самолёта, судна
. Безопасность в информа-ционнотелекоммуникационной
сети
«Интернет» (ориентировка в признаках
мошенничества в Сети; защита
персональной
информа-ции)
в
условиях контролируемого доступа в
информационно-телекоммуникационную сеть «Интер-нет»

нужно вести себя на игровой и спортивной площадке» .
Рассказ учителя по теме, например, «Правила поведения
в транспорте, на вокзалах,
в аэропортах, на борту самолета, судна» . Работа
в группах: составление памятки по теме, напри-мер,
«Правила поведения в аэропортах, на борту самолета,
судна (по выбору группы)» .
Учебный диалог по теме, например, «Как обе-спечить
безопасность
при
работе
в
информаци-оннотелекоммуникационной сети «Интернет» .
Обсуждение результатов проектной деятельно-сти по
теме, например, «Что такое здоровый образ жизни и как
его обеспечить»

Резерв: 6 часов

Последовательность тематических блоков и выделенное количество учебных
часов на их изучение носят рекомендательный характер и мо-гут быть
скорректированы с учётом резервных уроков для обеспечения возможности
реализации дифференциации содержания с учётом обра-зовательных
потребностей и интересов обучающихся .

4 КЛАСС (68 ЧАСОВ)
№
1

Тема,
раздел курса
Человек
и общество.
33 часов

Программное содержание
Государственное устройство РФ
(общее представление) .
Конституция — Основной закон
Российской
Федерации . Права
и обязанности гражданина Российской Федерации . Президент
Российской Федерации — глава
государства . Политико-административная карта России . Города России .
Общая характеристика родного
края: природа, главный город,
важнейшие
достопримечательности,
знаменитые
соотечественники .
Государственные
праздники в жизни российского
общества: Новый год, День защитника
Отечества,
Международный женский день, День весны и труда, День Победы, День
России, День народного единства, День Конституции . Праздники и памятные даты своего
региона . Характеристика отдельных исторических событий,
связанных с ним .

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся
Работа с политико-административной картой Российской Федерации: определение местонахождения республик Российской Федерации, краёв,
крупнейших областей и городов России . Чтение
статей Конституции Российской Федерации о правах граждан Российской Федерации . Рассказ учителя по теме, например, «Забота о детстве — главная особенность нашего государства» .
Чтение о обсуждение текстов учебника, объяснения учителя . Игра-соревнование по теме, например, «Знаем ли мы свой родной край?» . Рассказ
учителя о важнейших страницах истории родного
края . Обсуждение докладов и презентаций учащихся (дифференцированное задание) по теме, например, «Мой родной край» .
Учебный диалог по теме, например, «Государственные праздники России» . Работа в парах по
теме, например, «Рассказ о любимом празднике
Российской Федерации или своего региона»

История Отечества . Лента вре-мени
и историческая карта . Наиболее
важные и яркие собы-тия
общественной и культурной жизни
страны в разные истори-ческие
периоды: государство Русь,
Московское государство, Российская
империя, СССР,
Российская Федерация . Карти-ны
быта, труда; духовно-нрав-ственные
и культурные тради-ции людей в
разные историче-ские времена .
Выдающиеся люди разных эпох как
носители базовых нацио-нальных
ценностей .
Наиболее значимые объекты списка
Всемирного культурного наследия в
России и за рубежом (3—4 объекта) .
Охрана памят-ников истории и
культуры . По-сильное участие в
охране па-мятников истории и
культуры своего края . Правила нравственного поведения, культур-ные
традиции
людей
в
разные
исторические времена

Практическая работа по теме, например, «Опреде-ление по
ленте времени времени (века), в котором происходили
исторические события» .
Работа в паре: анализ исторической карты, нахож-дение
мест важнейших исторических событий в жизни России .
Обсуждение рассказов учителя, текста учебника о быте,
традициях, культуре Древ-ней Руси . Экскурсия в
художественный музей (при наличии условий), просмотр
видеофрагментов, ил-люстраций и других материалов на
темы «Искус-ство Древней Руси», «Ремёсла в Древней
Руси», «Образование от Древней Руси до XIX века», «Московское государство», «Искусство ХIХ века», «Искусство
ХХ века» (по выбору) .
Учебный диалог по теме, например, «Как выпол-няли свой
долг защиты Отечества в разные истори-ческие времена
граждане России (на примере Оте-чественной войны 1812 г
., Великой Отечественной войны (1941—1945)» .
Просмотр видеофрагментов, иллюстраций, чтение текстов
учебников (по выбору) на тему «Объекты Всемирного
культурного наследия в России и за рубежом» . Рассказ
учителя о памятниках Всемир-ного наследия (например, в
России — Московский Кремль, памятники Новгорода,
Кижи, в мире — Великая Китайская стена, Колизей в Риме,
Акро-поль в Греции) . Учебный диалог по теме, напри-мер,
«Как охраняются памятники истории и куль-туры» .
Обсуждение докладов учащихся о значимых объектах
культурного наследия России (дифферен-цированное
задание)

Продолжение
№
2

Тема,
раздел курса
Человек
и природа.
24 часа

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся

Солнце — ближайшая к нам
звезда, источник света и тепла
для всего живого на Земле .
Характеристика планет Солнечной системы .
Естественные
спутники планет . Смена дня и
ночи на Земле . Вращение Земли
как причина смены дня и ночи .
Обращение Земли вокруг Солнца и смена времён года .
Формы земной
поверхности:
равнины, горы, холмы, овраги
(общее представление, условное
обозначение равнин и гор на
карте) . Равнины и горы России .
Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений)

Игра-соревнование по теме, например, «Клуб
астрономов»: зададим друг другу вопросы о Солнечной системе . Обсуждение выступлений учащихся (дифференцированное задание) о планетах .
Рассматривание и обсуждение схемы «Вращение
Земли вокруг своей оси — причина смены дня и
ночи» .
Работа с картой: равнины и горы на территории
Российской Федерации, крупнейшие реки и озёра;
моря, омывающие Россию .
Описание объектов родного края: название, место
расположения, общая характеристика

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, озеро, пруд); река как
водный поток . Крупнейшие реки и озёра России, моря, омывающие её берега, океаны . Использование человеком водоёмов и рек . Водоёмы и реки род-

Учебный диалог по теме, например, «Как люди используют водоёмы и реки для хозяйственной деятельности» .
Рассказ учителя, работа с иллюстративным материалом: природные объекты списка Всемирного
наследия в России и за рубежом (например, в России — озеро Байкал, остров Врангеля, вулканы

ного края: названия, краткая
характеристика .
Наиболее значимые природные
объекты списка Всемирного наследия в России и за рубежом .
Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, растительного и животного мира . Международная Красная книга (3—4 примера) .
Правила нравственного поведения в природе

Камчатки, Ленские столбы; в мире — остров Пасхи (Чили); дорога гигантов (Северная Ирландия);
бухта Халонг (Вьетнам); национальный парк Тонгариро (Новая Зеландия) . Обсуждение результатов
проектной деятельности по теме, например,
«Объекты Всемирного наследия в России и в мире» .
Рассказ учителя о Международной Красной книге .
Работа в группах по теме, например, «Составление
памятки «Правила поведения в природе»

Природные зоны России: общее
представление об основных природных зонах России: климат,
растительный и животный мир,
особенности труда и быта людей, охрана природы . Связи в
природной зоне

Учебный диалог по теме, например, «Почему меняются природные зоны?» . Коллективное формулирование вывода: причиной смены природных
зон является разная освещённость Солнцем поверхности Земли . Работа с текстом учебника: особенности разных природных зон . Работа в паре:
анализ схем, иллюстраций по теме, например,
«Какие организмы обитают в природных зонах»,
составление рассказа-рассуждения по теме, например, «Как животные приспосабливаются к условиям жизни» . Учебный диалог по теме, например,
«Экологические связи в природной зоне» . Моделирование характерных цепей питания в изучаемой
природной зоне . Рассказ учителя об освоении природных богатств в природных зонах и возникших
вследствие этого экологических проблемах .
Работа в группах: создание описания одной из
природных зон по самостоятельно составленному

Продолжение
№

Тема,
раздел курса

Программное содержание

Методы и формы организации обучения.
Характеристика деятельности обучающихся
плану (с использованием дополнительной информации, в том числе из информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»)

3

Правила
безопасной
жизнедеятельности.
5 часов

Резерв: 6 часов

Здоровый образ жизни: профилактика вредных привычек .
Безопасность в городе . Планирование безопасных маршрутов
с учётом транспортной инфраструктуры города; правила безопасного поведения велосипедиста (дорожные знаки, дорожная
разметка,
сигналы и средства
защиты велосипедиста) . Безопасность
в
информационнотелекоммуникационной
сети
«Интернет» (поиск достоверной
информации
опознание
государственных
образовательных
ресурсов и детских развлекательных
порталов) в условиях
контролируемого доступа в информационно-телекоммуникационную сеть «Интернет»

Учебный диалог по теме, например, «Послушаем
друг друга: как я выполняю правила безопасной
жизни» . Работа в группах: составление текста по
теме, например, «Какие опасности можно встретить на улице, в зонах отдыха, в общественных
местах» . Анализ ситуаций по теме, например,
«Что может произойти, если…» . Обсуждение результатов работы групп .
Ролевая игра по теме, например, «Знаем ли мы
правила езды на велосипеде» (роли: велосипедисты, сотрудники ГИБДД, маленькие дети) .
Рассказ учителя по теме, например, «Чем может
быть опасна информационно-телекоммуникационная сеть «Интернет» . Как правильно искать информацию в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».