Рабочая программа курса родной русский язык 11класс

«Рассмотрено»
Руководитель ШМО
учителей русского языка

«Согласовано»
Заместитель директора по
УР

и литературы
_____ /А.А.Скиданенко /

_____/А.Г.Шайдарова /

Протокол №1_________г.

Протокол №1 ___________г.

«Утверждаю»
Директор МКОУ
«СОШ №1 ст. Сторожевой
им. М.И.Бруснева»
_____/В.С.Попова /
Приказ№____________ г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебного курса

«Родной язык»
11 класс

Составитель:
учитель русского языка и литературы
МКОУ «СОШ №1 ст. Сторожевой
им. М.И.Бруснёва»
Скиданенко Антонина Анатольевна

ст.Сторожевая
2022 год

Пояснительная записка
Данная рабочая программа разработана для обучения в 11 классе с учетом:
1. Федерального государственного стандарта общего образования (утверждён
Приказом МО РФ о 05.03.2004 года, №1089);
2. методического письма «О преподавании учебного предмета «Русский язык» в
общеобразовательных учреждениях;
3. авторской программы элективного курса Захарьиной Е.А. «Сочинениерассуждение как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому
языку» (http://school-collection.informika.ru/)
4. требований к уровню подготовки обучающихся;
5. объема часов учебной нагрузки, определенного учебным планом школы;
6. познавательных интересов учащихся (в авторскую программу внесены изменения с
учётом уровня обученности обучающихся 11 класса).
Цели курса:
 гуманитарное развитие учащихся;
 развитие творческих способностей личности;
 овладение учащимися свободной письменной речью;
 подготовка учащихся к сдаче ЕГЭ по русскому языку
Задачи курса:
 помочь учащимся максимально эффективно подготовиться к выполнению задания
24:
 совершенствовать и развивать умения конструировать письменное высказывание в
жанре сочинения-рассуждения;
 формировать и развивать навыки грамотного и свободного владения письменной
речью;
 совершенствовать и развивать умения читать, понимать прочитанное и
анализировать общее содержание текстов разных функциональных стилей;
 совершенствовать и развивать умения передавать в письменной форме своё,
индивидуальное восприятие, своё понимание поставленных в тексте проблем, свои
оценки фактов и явлений;
 формировать и развивать умения подбирать аргументы, органично вводить их в
текст.
Основные организационные формы вовлечения учащихся в учебную деятельность:
 работа под руководством учителя (усвоение и закрепление теоретического
материала, составление текстов типа рассуждения);
 самостоятельная работа;
 работа в группах, парах;
 индивидуальная работа.
Прогнозируемый результат
 Программа курса предусматривает обучение конструированию текста типа
рассуждения на основе исходного текста, развитие умения понимать и
интерпретировать прочитанный текст, создавать своё высказывание, уточняя тему
и основную мысль, формулировать проблему, выстраивать композицию, отбирать
языковые средства с учётом стиля и типа речи. Умения и навыки, приобретённые в
ходе изучения данного курса, направлены на выполнение задания повышенного
уровня сложности.
 Таким образом, научить писать сочинение, а особенно сочинение-рассуждение
или сочинение-размышление — одна из актуальных проблем современной
школы, и этот навык необходим каждому культурному человеку, в каких бы
областях науки, техники или искусства он в будущем ни самореализовывался.
Формы итогового контроля по освоению курса и критерии их оценки.
Контроль уровня сформированности по освоению ЗУН осуществляется на трёх уровнях:

1. текущий (коэффициент успешности выполнения заданий на каждом уроке);
2. промежуточный (проводится в форме творческих работ)
3. итоговый (в конце курса) проводится в форме презентации творческой работы в

соответствии с требованиями ЕГЭ и критериями оценивания
Место предмета в учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений
Российской Федерации и учебный план на изучение курса «Техника написания
сочинения на ЕГЭ: курс интенсивной подготовки» отводит 1час в неделю,
34 рабочих недели в год.
Содержание программы
Модуль1. Теоретический аппарат курса.
1. Введение. Задачи курса «Как работать над сочинением. Сочинение-рассуждение
как жанр и вид задания повышенной сложности на ЕГЭ по русскому языку в 11
классе»
Композиция сочинения-рассуждения. Критерии оценивания сочинения-рассуждения.
2. Зачин. Роль вступления в сочинении-рассуждении. Формы вступлений
3. Виды информации в тексте. Формулировка основной проблемы исходного текста.
Соотношение тематики и проблематики текста.
4. Комментарий основной проблемы текста. Виды и категории проблем,
рассматриваемых авторами в исходных текстах.
5. Авторская позиция. Способы выражения авторской позиции. Лексические и
синтаксические средства выражения авторской позиции
6. Логические приёмы мышления. Типы аргументации в изложении собственной
позиции.
7. Заключительная часть сочинения.
Модуль 2. Практикум. Творческие работы разной стилевой направленности.
1. Художественный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту художественного
стиля
2.
Публицистический
стиль
речи.
Сочинение-рассуждение
по
тексту
публицистического стиля
3. Научно-популярный стиль речи. Сочинение-рассуждение по тексту научнопопулярного стиля
4. Экспертная оценка творческих работ.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Наименование раздела
Кол-во
часов
Вводное занятие
2
Проблема текста.
3
Комментарий к проблеме.
3
Авторская позиция.
3
Аргументация собственной позиции
4
Как выразить собственное мнение по
2
выявленной проблеме
Финал сочинения
2
Как писать сочинение по тексту.
6
Речевое оформление сочинения.
3
Итоговое занятие. Поработайте экспертами.
1
Диагностическая работа
2
Анализ работы. Работа над ошибками.
2
Резерв
2

Итого

п/п
1.

2.
3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

34
КАЛЕНДАРНО - ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Темы уроков
Вид урока
Дата проведения
план
факт
Вводное занятие.
Лекция
Знакомство с критериями
проверки и оценки
выполнения задания с
развёрнутым ответом
Сочинение-рассуждение
Лекция с элементами
(композиция, особенности).
практической деятельности
Проблема текста. Тема и
Лекция с элементами
проблема текста. Как
практической и
определить проблему?
исследовательской
Зачин сочинениядеятельности
рассуждения. Как начать?
Зачин сочиненияПрактическое занятие
рассуждения. Как начать?
Практическое занятие.
Работа с текстом.
Зачин сочиненияПрактическое занятие
рассуждения. Как начать?
Практическое занятие.
Работа с текстом.
Лекция с элементами
Комментарий к
проблеме. Как
практической и
прокомментировать
исследовательской
проблему. Виды
деятельности
комментария
Комментарий к проблеме.
Практическое занятие
Практическое занятие.
Работа с текстом.
Комментарий к проблеме.
Практическое занятие
Практическое занятие.
Работа с текстом.
Лекция с элементами
Авторская
позиция. Лексические и
практической и
синтаксические средства
исследовательской
выражения авторской
деятельности
позиции
Авторская позиция.
Практическое занятие
Практическое занятие.
Работа с текстом.
Авторская позиция.
Практическое занятие
Практическое занятие.
Работа с текстом.
Лекция с элементами
Аргументация собственной
позиции. Что такое
практической и
аргумент? Типы
исследовательской
аргументирования.
деятельности
Аргументация собственной
Практическое занятие

13

14

15

16

17
18
19

20

21

22

23

24

25

позиции. Способы ввода
аргументов. Практическое
занятие. Работа с текстом.
Аргументация собственной
позиции. Практическое
занятие. Работа с текстом.
Аргументация собственной
позиции. Практическое
занятие. Работа с текстом.
Как выразить собственное
мнение по
выявленной проблеме
Как выразить собственное
мнение по
выявленной проблеме
Финал сочинения
Финал сочинения
Как писать сочинениерассуждение по тексту
художественного стиля.
Практическое занятие.
Работа с текстом.
Как писать сочинениерассуждение по тексту
художественного стиля.
Практическое занятие.
Работа с текстом.
Как писать сочинениерассуждение по тексту
публицистического стиля.
Практическое занятие.
Работа с текстом.
Как писать сочинениерассуждение по тексту
публицистического стиля.
Практическое занятие.
Работа с текстом.
Как писать сочинениерассуждение по тексту
научно-популярного стиля.
Практическое занятие.
Работа с текстом.
Как писать сочинениерассуждение по тексту
научно-популярного стиля.
Практическое занятие.
Работа с текстом.
Речевое оформление
сочинения. Как работать
над речевым оформлением
сочинения (фактические,

Практическое занятие
Практическое занятие
Практикум
Практикум
Практикум
Практикум
Комплексное применение
знаний

Комплексное применение
знаний

Комплексное применение
знаний

Комплексное применение
знаний

Комплексное применение
знаний

Комплексное применение
знаний

Практикум

29

речевые, грамматические
ошибки)
Речевое оформление
сочинения. Как работать над
речевым оформлением
сочинения (фактические,
речевые, грамматические
ошибки)
Речевое оформление
сочинения. Как работать над
речевым оформлением
сочинения (фактические,
речевые, грамматические
ошибки)
Итоговое занятие.
Поработайте экспертами.
Диагностическая работа

30

Диагностическая работа

31

Анализ работы. Работа над
ошибками.
Работа над ошибками.
Создание вторичного текста
Резервные уроки

26

27

28

32
3334

Практикум

Практикум

Рецензирование, экспертная
оценка.
Практикум Комплексное
применение знаний
Практикум Комплексное
применение знаний
Практикум Комплексное
применение знаний
Практикум Комплексное
применение знаний

Планируемые результаты изучения учебного предмета
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ
Выпускник научится (знать/понимать)
 понимать и интерпретировать содержание исходного текста;
 формулировать проблему, поставленную автором
исходного текста, и
комментировать её;
 определять позицию автора;
 высказывать свою точку зрения, убедительно её доказывать (приводить не менее
двух аргументов, опираясь жизненный или читательский опыт);
 уметь излагать свои мысли грамотно, последовательно и связно
 анализировать творческие образцы сочинений и рецензировать их.
Выпускник получит возможность научиться (уметь):
 осуществлять речевой самоконтроль; оценивать устные и письменные
высказывания с точки зрения языкового оформления, эффективности
достижения поставленных коммуникативных задач;
 проводить лингвистический анализ текстов различных функциональных стилей и
разновидностей языка;
 использовать
основные
виды
чтения
(ознакомительно-изучающее,
ознакомительно-реферативное и др.) в зависимости от коммуникативной задачи;
 извлекать необходимую информацию из различных источников: учебно-научных
текстов, справочной литературы, средств массовой информации, в том числе
представленных в электронном виде на различных информационных носителях;
 создавать устные и письменные монологические и диалогические высказывания
различных типов и жанров в учебно-научной (на материале изучаемых учебных
дисциплин), социально-культурной и деловой сферах общения;

применять в практике речевого общения основные орфоэпические, лексические,
грамматические нормы современного русского литературного языка;
 соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы
современного русского литературного языка;
 соблюдать нормы речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения, в
том числе при обсуждении дискуссионных проблем;
 использовать основные приемы информационной переработки устного и
письменного текста;
Выпускник получит возможность использовать приобретенные знания и умения в
практической деятельности и повседневной жизни для:
 осознания русского языка как духовной, нравственной и культурной ценности
народа; приобщения к ценностям национальной и мировой культуры;
 развития интеллектуальных и творческих способностей, навыков самостоятельной
деятельности; самореализации, самовыражения в различных областях
человеческой деятельности;
 увеличения словарного запаса; расширения круга используемых языковых и
речевых средств; совершенствования способности к самооценке на основе
наблюдения за собственной речью;
 совершенствования коммуникативных способностей; развития готовности к
речевому взаимодействию, межличностному и межкультурному общению,
сотрудничеству, самообразованию и активному участию в производственной,
культурной и общественной жизни государства.


Литература для учащихся.
1. И.П.Васильевых. ЕГЭ Русский язык. Тренировочные тесты. М: Просвещение, 2015
2. И. П. Цыбулько. ЕГЭ Русский язык. Тренировочные тесты. М: Просвещение, 2015
3.П.Цыбулько. ЕГЭ Русский язык. Тренировочные тесты. М: Национальное образование,
2014
4 .Н.А.Сенина, А.Г. Нарушевич. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Курс интенсивной
подготовки: учебно-методическое пособие. Ростов-на-Дону.:Легион-М, 2013
Интернет-ресурсы. Материалы сайтов:
1.
2.
3.
4.

http://www.ege.edu.ru
http://rustest.ru
http://www.fipi.ru
http://www.prosa.ru


Наверх
На сайте используются файлы cookie. Продолжая использование сайта, вы соглашаетесь на обработку своих персональных данных. Подробности об обработке ваших данных — в политике конфиденциальности.

Функционал «Мастер заполнения» недоступен с мобильных устройств.
Пожалуйста, воспользуйтесь персональным компьютером для редактирования информации в «Мастере заполнения».